Новые «ворота» города
Единый транспортный узел «железнодорожный вокзал – междугородний автовокзал» обретает реальные черты. Два года назад правительство области и ОАО «Российские железные дороги» подписали Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве на 2006–2008 годы. Оно дало старт этому крупному проекту.
Каждый саратовец понимает, что сегодняшнее состояние как железнодорожного, так и автомобильного вокзалов не соответствует требованиям времени, здесь недостаточно обеспечена комфортность и безопасность пассажиров. Наш регион интенсивно развивается, к нему есть постоянный интерес у инвесторов. Однако без современной транспортной инфраструктуры это развитие тормозится.
Автовокзал введен в строй около 40 лет назад. Немногим моложе и железнодорожный, открывшийся в конце 1977 года. Реконструкция его здания не позволила решить вопроса о разделении пассажиропотоков. Пропускная способность тоннеля не соответствует выросшему за последние годы пассажиропотоку. На привокзальной площади большое скопление транспорта, торговых павильонов и вещевые рынки, зато отсутствуют вместительные и удобные автостоянки. При этом оба вокзала ежедневно обслуживают около 9 тыс. пассажиров. А это свыше 3 млн. человек в год.
У железнодорожного и автомобильного вокзалов очень хорошая логистика. Оба работают на совершенствование межрегиональных связей. При выводе железнодорожных грузоперевозок за пределы областного центра появляются возможности для развития пригородных сообщений и, самое главное, строительства легкого наземного метро.
Весь мир уже идет по пути перевода транспортных путей в единый поток, к чему должны стремиться и мы. Вообще, создание единого транспортного узла – крупномасштабный инвестиционный проект. Обновление вокзалов должно обеспечиваться органическим сочетанием исторически ценных зданий и самого современного оборудования. Предполагается строительство конкорса и навеса над перронами, гостиницы, отвечающей требованиям международных стандартов, современного торгово-развлекательного и бизнес-центров, подземной парковки автотранспорта.
Также современный вид примет и автовокзал.
Этот проект, безусловно, и имиджевый. Правительство области для ускорения разработки эскизной документации выделило определенные средства. В открытом конкурсе победил проект с технико-экономическим обоснованием специалистов ОАО «Мосгипротранс». Он был согласован с руководством ОАО «РЖД» и в марте этого года представлен на международной конференции «Развитие вокзалов России». В конце августа в РЖД состоялось рассмотрение концепции такого развития. По итогам наш проект вошел в число пяти «пилотных» в РФ.
В ходе реконструкции комплекса решится множество проблем – от технологических до социальных. Вокзалы будут представлять собой мультимодальные городские транспортные узлы. За рубежом в подобных комплексах давно развивают дополнительные услуги и успешно конкурируют с аналогичными городскими бизнес-единицами.
Окупаемость инвестиций будет достаточно высокой из-за совмещения объектов коммерческого и технологического (транспортного) назначения. При этом динамично растущим пассажирооборотом гарантируется востребованность услуг, предлагаемых на этих площадях.
Комплекс расположится в центральной части города на площади 22 гектара. Он должен стать «визитной карточкой» не только Саратова, но и региона.