Поиск:


Татьяна ШВАРЦ: «Опыт Швеции применим в саратовских СМИ»
В конце августа, как «Новые времена» уже писали в прошлом номере, делегация представителей саратовских средств массовой информации посетила Стокгольм, получив возможность пообщаться со шведскими коллегами. Поездка состоялась в рамках международного проекта «Шведская модель честной и независимой журналистики и ее трансформация в СМИ Саратовской области». Одним из делегатов была Татьяна Шварц, директор пресс-центра региональной торгово-промышленной палаты. Она рассказала «НВ» об итогах поездки и своих впечатлениях от нее.

– Насколько актуален этот проект?
– На первый взгляд, такая формулировка названия проекта может показаться несколько претенциозной. Казалось бы, трансформация шведской модели в саратовских СМИ – сама по себе утопия. Но это только на первый взгляд. На самом деле программа, которая была подготовлена как шведской, так и российской сторонами в рамках этого проекта, ориентирована именно на представителей региональной прессы. Все мероприятия, мастер-классы, деловые игры, встречи, экскурсии были продуманы до мелочей, и опыт общения со шведскими коллегами оказался поистине бесценным.

– Чем именно вам была интересна поездка?
– Во-первых, это и чисто профессиональный интерес журналиста: как строится работа зарубежных коллег. А как руководителя пресс-центра меня интересовал и опыт работы со СМИ. Более того, я нашла немало точек соприкосновения шведской модели журналистики с принципами работы самой торгово-промышленной палаты. Прежде всего, это независимость (в скандинавской стране все издания независимые). Между тем все средства массовой информации объединяются в ассоциации или союзы, где выступают в качестве субъектов рынка. В основе работы каждого из них лежат законы экономики, а профессиональные объединения отстаивают их общие интересы. Кроме того, один из главных принципов шведских СМИ – минимум политики. В свою очередь, торгово-промышленная палата – это некоммерческая структура, которая представляет интересы предпринимателей, различных организаций, то есть участников рынка. Мы тоже вне политики. И стремимся к тому, чтобы вся информация о нашей работе была достоверной, объективной, представляла независимые мнения экспертов и в то же время интересы всего бизнес-сообщества.

– Что характерно для работы шведских СМИ?
– В основе работы журналиста лежит задача всегда быть на острие самых важных событий и уметь оперативно и грамотно подавать ту или иную информацию. Для этого они очень активно используют современные формы работы в процессе получения и подачи информации. У них там, можно сказать, культ новейших технологий – это касается и печатного производства, и использования интернет-ресурсов, мобильной связи, цифровой техники. А по содержанию работы – налицо «универсальность» и широта воздействия шведских СМИ на общественную жизнь страны.
С другой стороны, шведы, из уст которых мы постоянно слышали слово «порядок», стали красноречивым примером того, что процесс творчества может и должен быть упорядоченным. И если кому-то это покажется скучным, то хотели бы мы предложить поскучать таким образом кому-нибудь из наших российских коллег! Например, в любой редакции СМИ есть своя книга стилей. Это своего рода кодекс правил, основа и принципы жизнедеятельности. Здесь четко определены как правила внутреннего распорядка работы творческого коллектива, так и сами принципы подачи информации. Если это печатное издание, то оговорено все вплоть до того, какие шрифты использовать в том или ином тексте, размер заголовков и фотографий, кто может привлекаться в роли экспертов, комментарии каких специалистов брать при подготовке материала. И надо сказать, что работа в строгом соответствии с книгой стилей позволяет избежать многих проблем. Риск допущения тех или иных ошибок сводится к минимуму. Все это способствует тому, что работа творческого коллектива не носит авральный характер, как часто бывает у нас. А защита прав журналиста, как, впрочем, и любого гражданина – это вообще краеугольный камень шведской демократии и предмет национальной гордости шведов.

– Вы упомянули о том, что в шведских СМИ минимум политики…
– Да, это действительно так. Издания не ангажированы теми или иными политическими партиями, течениями (если это не их «прямое» издание). В этом смысле я опять усматриваю точки соприкосновения с принципами работы торгово-промышленной палаты: в политических вопросах мы твердо держим нейтралитет, мы вне политики и строим любое сотрудничество на платформе сугубо деловых контактов и независимой экспертной работы.

– На ваш взгляд, что отличает шведскую и российскую, конкретно саратовскую журналистику?
– Наше главное и разительное отличие – в условиях жизни и условиях труда. Первые определяют приоритет тех или иных тем, которые интересны потребителям информации в Швеции. Заметно, что там гораздо больше внимания уделяется деловой информации, специальным экономическим изданиям. Ну и вообще наши подходы и принципы работы в СМИ сильно отличаются друг от друга.
Условиями труда шведских коллег остается только восхищаться. В любой редакции места работы сотрудников оборудованы по последнему слову техники и с максимальным комфортом. Более того, непременные атрибуты любой редакции – специальные комнаты для интервью, отдельные кабинеты для переговоров, уголки для еды и отдыха и даже тренажерные залы. И конечно, приятно удивляет культура профсоюзного движения, которое последовательно отстаивает интересы своих членов.

– Как вы оцениваете уровень саратовской журналистики, уже имея опыт общения с зарубежными коллегами?
– У нас очень сильные журналисты, многие имеют хороший опыт руководства различными изданиями, медиапроектами. То, что мы своими глазами увидели в Швеции, с чем познакомились на практике, обязательно найдет свое применение и распространение в саратовских СМИ. Пусть даже изменения эти будут происходить пока только в мелочах.

– Какие качества, по вашему мнению, саратовским журналистам стоило бы перенять у шведских коллег?
– Прежде всего, умение вести переговоры, строить диалог, выслушивать другую сторону. Повторюсь, что шведы – великие мастера компромиссов. Здоровый рациональный компромисс полезен в любой ситуации. Причем пожелание грамотно вести переговоры можно высказать не только в адрес журналистов. Умение договариваться – великое искусство. И в этом случае на коллег-журналистов опять возлагаются большие надежды: не только самим учиться этому, но и учить других. Ведь именно нашими общими усилиями мы будем способствовать формированию полноценного качественного информационного пространства. А опыт шведских коллег будет нам в этом примером.
Наталья БОБРОВНИКОВА
2008-09-15


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007