С таможенными службами приходится взаимодействовать всем участникам внешнеэкономической деятельности региона. Поэтому знание законов, регламентирующих ввоз и вывоз товаров, – одно из важнейших условий успешной работы многих предприятий. О последних изменениях в таможенном законодательстве корреспонденту «НВ» рассказала Галина Юдина, заместитель начальника ОКТС (отдел контроля таможенной стоимости) Саратовской таможни.
– Какие произошли изменения в последнее время в таможенном законодательстве и насколько они облегчают работу предпринимателей?
– С 1 июля 2006 года вступила в силу новая редакция закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Принятый еще в 1993 году, этот нормативный акт продолжает оставаться одним из важнейших источников таможенного права России, закрепляющим основы таможенного-тарифного регулирования, а также правила применения ставки таможенной стоимости. При этом нормы данного закона применяются не только для определения размера подлежащей уплате таможенной пошлины, но и для расчета НДС и акцизов, которые взимаются таможенными органами с товаров, перемещаемых через границу. Этот закон имеет и еще одну важную особенность. По всем основным параметрам таможенного-тарифного регулирования он «переносит» в российское законодательство общепринятые международные стандарты, выработанные в рамках ГАТТ/ВТО.
Если рассматривать данный нормативный акт более подробно, то могу сказать, что до внесения изменений в юридической литературе и правоприменительной практике не было единого мнения по вопросам определения таможенной стоимости товаров при изменении их таможенного режима. Норма пункта 1 статьи 13 новой редакции закона устраняет этот пробел в законодательстве. Она определяет, что при изменении режима таможенной стоимостью товаров признается та, которая определена на день принятия таможней таможенной декларации при первом после фактического пересечения границы РФ помещении товаров под таможенный режим.
До вступления в силу новой редакции разграничение вопросов, регулируемых разными нормативными правовыми актами, не было четким. С 1 июля 2006 года в закон РФ «О таможенном тарифе» включены «материальные» нормы, регламентирующие общие принципы таможенной оценки товаров, правила применения ее методов, то есть вопросы определения таможенной стоимости. ТК РФ содержит положения «процессуального» характера относительно заявления и контроля таможенной стоимости (пункт 3 ст.13 Закона РФ «О таможенном тарифе»). В статье 14 также регламентированы общие принципы, правила и методы таможенной оценки и правильности расчета таможенной стоимости.
Изменения, внесенные в закон, помогут участникам внешнеэкономической деятельности избежать ошибок при подписании контрактов и оформлении документов.
– Экономика России ориентирована в том числе и на развитие торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии и Китаем. Какие сегодня есть проблемные вопросы, возникающие при ввозе товаров из этих государств?
– Действительно, по состоянию на 1 июля 2007 года в регионе деятельности Саратовской таможни было оформлено более 100 поставок товаров, происходящих из ЮВА, Китая и Турции. Нами проводится тщательный документальный контроль и фактический осмотр с отборами проб, фотографированием и т.д. Между тем проведенный анализ документов, предоставляемых в ходе таможенного оформления из этих стран, показал, что сейчас очень актуальной является проблема заполнения той графы государственной таможенной декларации, в которую вносятся физические и качественные характеристики товара, влияющие на определение его таможенной стоимости. Ее правильное определение затрагивает интересы и государства (поступление сумм таможенных платежей в бюджет), и российских производителей товаров (неравная конкуренция иностранных товаров), и участников внешнеторговой деятельности.
– Увеличиваются ли объемы экспортируемой и импортируемой продукции?
– Темпы внешнеэкономической деятельности растут год от года. Увеличивается не только объем, но и номенклатура. При этом количество ввозимых товаров практически соответствует количеству вывозимых. Так, в 2006 году было импортировано продукции на сумму 317,238,866 долларов США; в 2007 году – на 372, 499, 069.
– Существует ли какая-либо «горячая линия» или отдел по работе с предпринимателями, обратившись в который по телефону, электронной почте или придя туда лично, любой бизнесмен может получить подробную консультацию?
– Конечно. В случае если вам необходимо получить ответ в письменной или устной форме в качестве разъяснения по интересующим вас вопросам, вы можете обратиться в правовой отдел Саратовской таможни по телефону: 64-92-87.