Поиск:


Игра в четыре руки
Оффшорные зоны: экономическая выгода или головная боль для государства?

Не успела РФ признать независимость Абхазии, как руководство причерноморской республики уже заявило о ее готовности стать оффшорной зоной, тем самым позиционируя себя как помощника российских властей в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Намерение создать свободную экономическую зону высказывала также Южная Осетия, правда, еще задолго до начала войны с Грузией. Но насколько реальна сегодня идея подобного «налогового рая»?


«Все завидуют пускай, ведь жизнь станет в кайф…»

Президент Абхазии Сергей Багапш недавно на пресс-конференции в Москве заявил:
– Мы не снимаем с повестки дня вопрос офф­шора... Будем готовиться именно к этому.
По его мнению, у бывшей грузинской автономии есть все необходимые условия, чтобы стать свободной экономической зоной. Сергей Васильевич не преминул заметить, что в соответствии с мировой практикой рядом с любой большой державой находится маленькая, «где существует оффшор, где развита банковская система, через которую проходят финансы, серьезный бизнес».
На самом деле основная задача у руководства Абхазии – привлечь российский капитал при помощи оптимизации налогообложения в нашей стране. Зачем? Ответ прост. Это самый быстрый способ поднять абхазскую экономику, которой может потребоваться, по оценкам экспертов, от 5 до 10 млрд. долларов ежегодно. С тем чтобы республика вернула себе былое богатство, характеризовавшее ее в советские времена. Если же оффшор там будет создан, столь внушительные финансовые вливания могут стать в разы больше. Кроме того, именно подобный подход экономисты уже расценили, как «разгрузку» для бюджета РФ, на который ляжет бремя восстановления разрушенного хозяйства Абхазии.
Однако многие российские аналитики скептически отнеслись к данной идее. В той или иной мере они правы, когда говорят, что власти нашей страны отучили крупнейшие компании от использования оффшоров и других сомнительных схем по оптимизации налогообложения.
Между прочими, с оффшорными режимами в Лихтенштейне, Монако и Андорре сейчас активно борются в Евросоюзе.
Другое дело, что солнечная Апсны уже не первый год живет и работает фактически в независимом режиме при активной поддержке нашей страны. Даже законодательство Абхазии постоянно «подгоняется» под российское. Вряд ли Сергей Багапш стал бы делать подобные заявления, если не получил заранее одобрения в Москве.
Не будем также скидывать со счетов и зимнюю Олимпиаду в Сочи. Высококачественный гравий, который есть в Абхазии, очень нужен для строительства олимпийских объектов. Да и сельскохозяйственная продукция в республике всегда была на высоте – экологически чистой – и производилась еще по советским ГОСТам. Это не считая заявлений из Сухума, что в Апсны есть запасы нефти.
Однако не только Абхазия хочет превратиться в «налоговый рай». На Украине давно вынашиваются аналогичные планы. С идеей создания свободных экономических зон с элементами оффшора выступают городские власти Севастополя. А местные элиты, по их утверждениям, заручились в этом вопросе поддержкой президента Украины Виктора Ющенко.
Правда, севастопольский оффшор не назовешь свежей идеей. В Киеве ее прорабатывали еще в 90-х годах прошлого века, когда российское влияние в городе было намного значительнее. Смысл же самой идеи в большей мере лежал в политической плоскости. Украина хотела де-факто изменить статус Севастополя, сделать город демилитаризированной зоной. Одновременно с этим приход в оффшорный регион российского капитала позволил бы гарантировать политическое спокойствие.

Оптимальная оптимизация, или азартные игры «на стороне»
Воплощение в жизнь столь заманчивых идей, выдвигаемых как Украиной, так и Абхазией, пока что весьма проблематично. Не будем забывать, для чего создаются оффшорные зоны и какими преимуществами они обладают. В первую очередь, это финансовая конфиденциальность, снижение подоходного налога, отсутствие налога на наследство, защита инвестиций от инфляции, ограниченная правовая ответственность, когда даже персональные данные учредителей не подлежат огласке и остаются конфиденциальными. Банковские услуги и инвестиционный менеджмент в оффшоре должны быть на мировом уровне.
Свободная экономическая зона гарантирует клиенту полный контроль над своими средствами при сохранении абсолютной конфиденциальности в «налоговом раю». Все операции, включая банковские и инвестиционные, проводятся при наличии корпоративной ответственности. При этом не разглашаются имена и фамилии директоров и учредителей предприятий.
Могут ли Сухум или Севастополь похвастать, например, развитым банковским сектором? Конечно, нет. До мирового уровня, при всем уважении к двум соседним республикам, им еще очень далеко. Про защиту от инфляции можно вообще не рассуждать.
Дешевые варианты оптимизации налогообложения, как правило, не являются юридически чистыми. Можно создать в оффшорной зоне одну фирму и работать в своем городе, тщательно соблюдая конфиденциальность и требования арбитражной практики, определяющие место деятельности компании в целях оптимизации налогообложения. Если у предприятия имеется грамотный консультант, то для некоторых видов бизнеса, как временная схема, это бывает приемлемо. Однако настоящая, реально действующая оффшорная схема строится с участием нескольких фирм (двух, трех, иногда больше), часть которых расположена в месте осуществления основной деятельности, а другая в различных по своему назначению и специфике оффшорах.
А что мы имеем сегодня в связи с наличием такого понятия, как «оффшор»? Проблем здесь множество. К примеру, депутаты Госдумы будут вынуждены в скором времени вносить поправки в закон «О регулировании деятельности по организации азартных игр». Башкирские парламентарии выяснили, что хозяева казино нашли способ, как обойти запрет на игорный бизнес, введенный в прошлом году. Они стали регистрировать свои предприятия в игорных зонах, а работать в других регионах. Ведь местные власти не вправе лишить таких бизнесменов лицензии. И это делается даже в обход понятий вроде оффшорной зоны!
Коммерсанты регистрируются в качестве юридического лица, скажем, в игорной зоне на территории Алтайского края, в котором федеральным законом разрешается подобный вид деятельности. А затем отправляются в соседний регион, где заниматься азартными играми запрещено, и спокойно устанавливают там «одноруких бандитов». Местные же власти ничего не могут предпринять в данной ситуации, «поскольку законы одного субъекта в отношении другого субъекта юридической силы не имеют».
Захотят ли после этого власти РФ создания какого-либо «налогового рая», тем более в соседней Абхазии? Ведь границу с этой республикой может пересекать любой желающий, имея на руках обыкновенный российский паспорт. Если названный вариант возможен, то опять-таки лишь под неусыпным контролем Москвы. Иначе все будет как в случае с игорным бизнесом.

В списке оффшорных зон, который имеется в Центральном Банке России (версия по состоянию на 27 декабря 2006 года), значится много стран или отдельных городов и провинций этих государств. Среди них административные единицы Великобритании и Северной Ирландии: Нормандские и Виргинские острова, остров Мэн, Дублин. Оффшорами могут похвастать: Кипр, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур, Багамы, Белиз, Каймановы острова, Гренада, Республика Джибути, Ливан, Княжество Монако, острова Кука в Новой Зеландии, Дубаи (Арабские Эмираты), Республика Сейшелы, Пуэрто-Рико, а также штаты Вайоминг и Делавэр в США, Андорра, Черногория. И это неполный список «экономической свободы» в мире.
Сергей САВЕЛЬЕВ
2008-09-15


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007