Поиск:


«СМУЭК» почти не виден
Что стоит за очередной реорганизацией в энергетическом хозяйстве?

Международная политика в последнее время оттеснила на второй план многие экономические вопросы в стране. Разве что за исключением ситуации на фондовом рынке. Между тем экономические процессы ни на минуту не прекращались. Более того, последние изменения в энергетическом комплексе России достойны того, чтобы о них подробно рассказать.


Очередная «сделка века»

С 1 сентября ОАО «Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания» (СМУЭК) завершило деятельность по управлению ОАО «Самараэнерго», ОАО «Саратовэнерго» и ОАО «Ульяновскэнерго» на основании изменений условий договоров управления между «СМУЭК» и указанными энергосбытовыми компаниями.
Речь идет о том самом «СМУЭКе» – организации, которая в былые годы стала для областной исполнительной власти настоящим камнем преткновения в разрешении вопросов, касающихся энергетики.
Много писалось и говорилось о том, зачем было все-таки образовано это предприятие. Никакого секрета тут нет. По названию данного акционерного общества понятно, что это управляющая компания, и не более того. Причем ее головной офис находился в Самаре, что расценивалось в Саратове как отчасти пренебрежительное отношение к губернии. Никто при этом не будет отрицать, что прежнее областное руководство, а также городская власть вопросы оплаты за топливно-энергетические ресурсы запустили. Миллиардные долги и дали повод РАО «ЕЭС» («СМУЭК», в свою очередь, являлось дочерней структурой энергетического монополиста страны) «увести» систему управления ОАО «Саратовэнерго» в Самару. Кстати, в Ульяновске дела с оплатой тепла и электричества обстояли еще хуже, чем в Саратове.
Под управлением «СМУЭК» поволжские энергосбытовые компании находились с 2004 года.
Что же произошло сейчас, в чем суть этой реорганизации? Только ли в изменении условий договоров между компаниями? Отнюдь.
Не первый год у всех на слуху глобальная реформа энергетического комплекса России. Вот и РАО «ЕЭС» ликвидировано с июля нынешнего года. Поэтому пертурбации на уровне Средневолжской межрегиональной управляющей энергетической компании вполне закономерны.
Стоит напомнить, что «СМУЭК» как 100-процентное дочернее общество РАО «ЕЭС России» зарегистрировано 13 декабря 2000 года. Целью управляющей компании обозначили «повышение экономической эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ОАО «Самараэнерго», ОАО «Ульяновскэнерго», ОАО «Саратовэнерго» и ОАО «Калмэнерго» (до мая 2004 года) и подготовку их к работе в рыночных условиях».
Действительно, прошлый год все эти предприятия завершили с положительным балансом. Чистая прибыль ОАО «Самараэнерго» составила 1231,8 млн. рублей, ОАО «Саратовэнерго» – 87 млн., ОАО «Ульяновскэнерго» – 367 млн.
Правда, в рыночной эффективности «Саратов­энерго» можно несколько усомниться. К некогда единственному энергетическому монополисту губернии было множество претензий и по части формирования прибыли, и по срокам ремонтных работ, и, наконец, по взаимодействию с населением. Наверняка многие саратовцы помнят так называемые веерные отключения электричества в областном центре и не только…
Теперь же ведутся разговоры о будущем ОАО «СМУЭК». На лентах информационных агентств уже появились сообщения, что в ближайшее время акционерам предложат ликвидировать компанию.
Но тут возникает ряд вопросов. Главный – зачем понадобилась смена акционеров в ОАО «СМУЭК», произошедшая в середине июля нынешнего года? Однозначного ответа никто из экспертов так и не дал.
Новыми акционерами стали ОАО «ФСК ЕЭС» (50% уставного капитала), «Волжская ТГК» (32%), «Центрэнергохолдинг» (10%), «РусГидро» (4%), «Интергенерация» (3%), «Сибэнергохолдинг» (1%).
Если мы зайдем на сайт «ФСК ЕЭС», то прочитаем следующее: «Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») создано в соответствии с программой реформирования электроэнергетики Российской Федерации как организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) с целью ее сохранения и развития».
Волжская ТГК – это, в свою очередь, генерирующая компания. Два этих предприятия являются полноценными хозяевами ОАО «СМУЭК» (82% уставного капитала).
В чем же заключается для новых акционеров смысл приобретения компании, если та должна быть ликвидирована? Ведь мало кто поверит, что они знать не знали о готовящейся реорганизации энергетического комплекса страны.


Коварная децентрализация

Самое время вспомнить, что «дробление» РАО «ЕЭС» не входило в планы некоторых акционеров империи Анатолия Чубайса. На их собрании, на котором предстояло решать судьбу компании, Анатолий Борисович никогда бы не смог рассчитывать на квалифицированное большинство. Вот тогда и было принято решение: в новом законе о реформе электроэнергетики записать, что для раздела РАО «ЕЭС» требуется не 75% голосов, а простое большинство.
Эксперты еще два года назад сообразили, в чем дело. Оказалось, что ларчик реформы открывался очень просто: из-за принятия этих законодательных новшеств часть акционеров РАО «ЕЭС» вынуждена будет отказаться от своих нынешних акций и стать совладельцами других, более мелких обществ, с вытекающими отсюда материальными потерями. А как иначе?
Поэтому «ликвидация» «СМУЭКа», которой предшествовала смена акционеров, в той или иной степени напоминает «дробление» РАО «ЕЭС», только с точностью до наоборот. Никто не будет приобретать компанию за несколько месяцев до ее упразднения, если не рассчитывает на получение определенных дивидендов. Разница состоит лишь в том, что участники РАО «ЕЭС» теряли при реформировании энергетического комплекса страны, а те, кто покупал «СМУЭК», надеялись в будущем на прибыль. Или на возможность управлять энергосбытом в Поволжском регионе без участия головной компании. Так даже удобнее, да и видимость рынка соблюдается на сто процентов.
Какой прок от этого рядовым гражданам и промышленным предприятиям? Первым – никакого. Для них государство продолжит устанавливать заниженные тарифы на электрическую и тепловую энергию, хотя и они уже кажутся непомерными. Для вторых – это кабала в будущем, когда им придется покупать энергию по свободным, а не по фиксированным ценам.
Необходимо осознать, что цены, благодаря реформированию единой энергосистемы страны, не снизятся. В этом можно быть уверенным целиком и полностью. Во-первых, децентрализация системы управления важнейшим экономическим комплексом российской экономики приведет к невозможности контролировать его работу. Ранее государство могло это делать. Во-вторых, всегда найдутся новые обоснования для увеличения тарифов. Зато развитие атомной энергетики, производство более дешевой продукции, несомненно, пополнит карманы всех этих оптово-генерирующих и сбытовых компаний. Запутать не только обывателя, но и фискальные, различные контролирующие органы гораздо легче, когда вместо одной фирмы насаждается десяток. Схема, таким образом, становится совершенно непрозрачной, а часть прибыли легко уводится на совершенно другие цели. Надо ли этому удивляться, если в стране бесследно исчезают тысячи мегаватт энергии? Для удивления, право, уже не осталось места.
Сергей САВЕЛЬЕВ
2008-09-08


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007