Пользующийся большой популярностью у широкого круга потребителей товарный знак – одна из главных ценностей для владельца. В достижение узнаваемости бренда, как правило, вкладывается множество усилий и значительные средства. Для того чтобы избежать возможных недоразумений и проблем, товарный знак необходимо регистрировать еще на этапе создания организации. В противном случае его использование может быть признано незаконным.
Сегодня защита интеллектуальной собственности приобретает особую актуальность. Ее наиболее распространенное направление – регистрация товарных знаков, а также различные формы передачи прав на их использование. По мере того, как рынок в России становится все более регулируемым, спрос на услуги в сфере юридической защиты таких прав растет.
Товарный знак можно зарегистрировать, например, в правовом департаменте Торгово-промышленной палаты Саратовской области. Квалифицированные юристы проведут предварительный поиск по базам данных Роспатента, чтобы проверить, существует ли уже аналогичная «символика». Затем оформят материалы заявки, направят ее в регистрирующий орган – Роспатент, а после будут вести дальнейшее делопроизводство по заявке и при необходимости подготовят возражения на заключение эксперта.
– Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц, – рассказывает Олеся Школина, юрист правового департамента региональной ТПП. – Другими словами, это фирменное обозначение, имеющее отличительную и рекламную функции. Первая заключается в том, что товары и услуги, выпускаемые или оказываемые под данным товарным знаком, будут узнаваемы потребителями и отличны от аналогичных, которые производятся и предоставляются другими хозяйствующими субъектами.
Одним из основных условий для регистрации бренда является отсутствие таких же товарных знаков, зарегистрированных организациями или индивидуальными предпринимателями, работающими в том сегменте рынка, где планирует представлять свои продукцию или услуги лицо, желающее получить регистрационное свидетельство. Однако на рынке могут существовать идентичные бренды разных фирм при условии, если те занимаются различными видами деятельности.
Сама процедура регистрации состоит из двух этапов экспертизы: формальной и по существу. Через месяц после подачи заявки приходит ответ от Роспатента о принятии ее на производство. Далее проводится проверка на наличие и соответствие необходимых документов. Если все в порядке, начинается экспертиза по существу. Она занимает более года. Затем приходит извещение о регистрации товарного знака или об отказе в ней. При положительном ответе после уплаты госпошлины заинтересованное лицо получает регистрационное свидетельство. Но в его выдаче могут и отказать. Тогда юристы правового департамента областной палаты отсылают свои письменные возражения, если уверены, что данный товарный знак может быть зарегистрирован. И в 90% случаев после этого принимается положительное решение о регистрации.
Предприниматель, став владельцем прав на использование зарегистрированного бренда, может передать их другому лицу.
– Это достаточно частое явление, – добавляет Олеся Школина. – Обычно так происходит при реорганизации или ликвидации предприятия. Преимущество уступки товарного знака заключается в том, что наименование товара или услуги уже «раскручено» и узнаваемо потребителем. Это положительным образом сказывается на имидже предприятия – правоприобретателя товарного знака и отражается на его прибыли.
Юридическая грамотность и профессионализм сотрудников правового департамента региональной палаты позволяют решать практически любые задачи, поставленные клиентом.
Информацию можно получить по телефону: (8452) 50-25-87 или на сайте www.sartpp.ru