Когда смертоносный вихрь этой короткой войны обрушился на Цхинвал и окрестные села, оставив после себя руины, горе и плач, первой пришла на помощь попавшим под обстрелы и бомбежку соседняя республика – Северная Осетия-Алания. Сегодня она для Южной Осетии больше, чем сосед. Тот, кто делит с тобой стол и кров, спасает твоих детей, кормит стариков, перевязывает раны и думает, как восстановить разрушенные дома и школы, вернуть твою семью на родную землю, где похоронены предки, определяется несколько иначе. Можно назвать это кровным родством в высшем смысле. Производным от двух слов: «кровь» и «родина».
О том, как организована помощь тысячам югоосетинских беженцев, временно размещенных во Владикавказе и других городах и селах Северной Осетии, как помочь людям преодолеть горе и страх, залечить раны, нанесенные войной, мы говорим с президентом Торгово-промышленной палаты этой республики Казбеком Тугановым.
– Казбек Хазбиевич, мы знаем, что в вашей ТПП создан штаб по организации и распределению гуманитарной помощи, поступающей по линии торгово-промышленных палат. Чем вам конкретно приходится заниматься?
– С самого начала конфликта, как только мы поняли, насколько серьезны события, развернувшиеся в Южной Осетии, мы обратились к нашим коллегам из Торгово-промышленной палаты России, ко всем региональным палатам с просьбой помочь людям, пострадавшим в результате военных действий. Наш призыв о помощи и реквизиты для перечисления средств разместили на сайте палаты, руководство ТПП России обратилось лично к главам каждой из 171 российской ТПП и передало наше обращение. Все моментально откликнулись. В этом, я считаю, проявилась солидарность всей нашей системы торгово-промышленных палат. Особая благодарность саратовской ТПП: она одной из первых перечислила деньги на открытый благотворительный счет. И Максим Фатеев мне сразу же позвонил, у нас с ним хорошие деловые и дружеские отношения. Такая поддержка была очень важна. Сейчас к нам едут коллеги из Приднестровья, хотят на месте оказать ту помощь, какая будет нужнее всего в данный момент. Кроме региональных палат, большую часть работы взял на себя фонд Евгения Примакова – Центр помощи беспризорным детям ТПП РФ.
– Как распределяется гуманитарная помощь? Ведь это процесс очень ответственный, а работать приходится в экстремальных, военно-полевых условиях?
– Наша палата так определила главный вектор деятельности: это помощь детям. Мы хотим, чтобы дети Южной Осетии пошли 1 сентября в школу, чтобы этот день для них, как всегда, стал праздником. Для этого надо восстановить разрушенные учебные заведения, оснастить их всем необходимым. Программой восстановления и оборудования школ мы занимаемся вместе с министерством образования и науки Северной Осетии и министерством образования Южной Осетии. Мы должны максимально быстро подготовить школы к учебному году, у нас мало времени. Предстоит огромная работа. А школы сильно пострадали, некоторые полностью сгорели… Часть детей-беженцев, кто пока не смог вернуться домой, пойдет в школу в Северной Осетии, поэтому и наши учебные заведения для этого надо подготовить должным образом. В общем, основное направление гуманитарной помощи мы определили для себя так: это реабилитация детей.
Отчеты о поступлении средств, других видах помощи мы публикуем на нашем сайте, в местных газетах. О том, кто сколько перечислил, важно иметь информацию, чтобы убедиться: помощь поступает по назначению. А также, что, возможно, главное, пострадавшие должны знать: вся страна встала на их защиту, сопереживает им. Для людей важна уверенность в том, что они не одиноки в своей беде, им есть на кого рассчитывать, на кого положиться, они не брошены на произвол судьбы.
Это не просто красивые слова, когда мы говорим: всю нашу большую страну от Калининграда до Находки объединила беда Южной Осетии и желание помочь этой маленькой республике. Это не чужая беда, все это доказывают на деле.
На этой неделе я буду в Южной Осетии, вместе с минобразования на месте посмотрим, в каком состоянии школы, что необходимо приобрести. Причем мы хотим каждой школе впоследствии выдать сертификат, в котором будет сказано, на чьи средства она восстановлена и оборудована. Это нужно и для воспитания детей. Пусть знают: они – часть большого российского общества, взрослые о них заботятся и не дадут в обиду.
– Война внесла свои коррективы в повседневную деятельность торгово-промышленной палаты. Как работает ваш коллектив в чрезвычайной ситуации?
– Кроме решения тех организационных вопросов, о которых я говорил, в нашей ТПП с первых дней конфликта действует телефон «горячей линии». На звонки отвечает сотрудник ТПП. География звонков – вся страна, повторюсь, от Калининграда до Находки. А вопросы задают самые разные. В основном предлагают помощь. Некоторые спрашивают, что лучше – перечислить деньги или одежду, детские вещи послать. Другие разыскивают своих родственников, знакомых, задают вопросы о расположении лагерей беженцев. Ведь было три волны переселения. По мере того как открывались гуманитарные коридоры, происходили перемещения, регистрация была затруднена. Какая-то часть беженцев отправлена для реабилитации на курорты Краснодарского края, в другие регионы России.
Случаев самой бескорыстной, сердечной помощи очень много. Вот, например, таджикское общество во Владикавказе для одного лагеря беженцев решило приготовить плов. Представляете, накормить пловом 500 человек? Несут одежду, вещи, еду. Люди хотят быть ближе, окружить пострадавших своей любовью, заботой. Сейчас многие возвращаются домой, и это тоже трудный процесс. Что и говорить, в тех местах прошла война.
Я не считаю, что в этих условиях нам приходится заниматься не своим делом. Раз создан штаб помощи, надо организовать его четкую и слаженную работу. И эту задачу, одну из главных для нас, мы тоже выполняем: объединяем предпринимателей для решения общих проблем. Спасибо нашим бизнесменам, предприятиям, они делают все что могут, не жалея собственных сил и средств. Теперь, после военного конфликта, основной задачей является восстановление экономической структуры Южной Осетии. Поэтому часть нашей работы перенесем туда. Мы несколько лет назад принимали участие в создании ТПП Южной Осетии, ведь это важный инструмент в развитии региональной экономики. Активно велась работа по поддержке предпринимательской деятельности, буквально за несколько дней до конфликта мы договорились о проведении конкурса на лучший инвестиционный проект. Теперь представляете, насколько экономика республики отброшена назад? Все придется возрождать, поднимать из руин. Развивать и поддерживать собственную предпринимательскую деятельность, заново строить, восстанавливать инфраструктуру. Этим мы и собираемся заняться вместе с ТПП Южной Осетии, объединениями предпринимателей, бизнес-сообществом при поддержке нового правительства этой республики, которое, надеемся, в ближайшее время будет сформировано.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Центр помощи беспризорным детям ТПП РФ, ТПП Республики Северная Осетия-Алания, ТПП Саратовской области обращаются к руководителям предприятий и организаций, индивидуальным предпринимателям, всем честным людям: пострадавшим нужна помощь, и мы можем ее оказать!
Счет для перечисления финансовой помощи:
Торгово-промышленная палата Республики Северная Осетия-Алания
Адрес: 362002, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Августовских событий, 10, тел.(8672) 53-15-84.
Р/с 40703810900010002266,
к/с 30101810500000000764
в АКБ «Банк развития региона» (ОАО) г. Владикавказ
ИНН 1503001309, КПП 150301001, БИК 049033764
Телефон горячей линии в ТПП РСО-Алания по вопросам оказания гуманитарной помощи: (8672) 54-28-03, e-mail: tpprso-a@osetia.ru,
web: http://tpprso-a.ru
Расчетный счет, открытый правительством Республики Северная Осетия-Алания для перечисления благотворительной денежной помощи беженцам из Южной Осетии
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания
Р/с 40410810860340000001
БИК 040701660
К/с 30101810600000000660
В Северо-Кавказском банке СБ России в Ставрополе