Через Саратов пройдет магистраль нового нефтепровода, по которому топливо будет перебрасываться от районов добычи в Сызрани до Новороссийска. Разработка плана строительства закончена 31 июля. Предполагаемый объем инвестиций так называемого проекта «Юг» составит 63 млрд. 600 млн. рублей, его осуществляет государственная компания ОАО АК «Транснефтепродукт».
П о словам представителей предприятия, декларация о намерениях строительства магистрали находиться сейчас на рассмотрении в правительстве Саратовской области. Декларация о намерениях строительства трассы «Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» разработана ОАО «Институт Нефтепродуктпроект» и согласована администрациями областей, по территории которых будет проходить трасса проектируемого нефтепровода. Однако в настоящее время разработка обоснований инвестиций в строительство нефтепродуктопровода «Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» временно приостановлена в связи с необходимостью реализации первоочередного проекта ОАО «Транснефтепродукт» – строительства трассы в северном направлении.
По словам президента компании Сергея Маслова, проект реализуется в целях формирования направления экспорта нефтепродуктов через российский морской терминал в порту Новороссийска.
Нефтепродуктопровод «Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» позволит транспортировать до 8,7 млн. тонн нефти на экспорт и 2,3 млн. тонн на внутренний рынок России. Трасса намечаемого к строительству нефтепровода проходит по территориям Самарской, Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областей и Краснодарского края в основном в одном техническом коридоре с нефтепроводом «Куйбышев – Тихорецк – Новороссийск». Ее протяженность составит 1523 километра, из которых 375 пройдут через Саратовскую область. Появление нового нефтепровода позволит поставщикам очищенной нефти на 10% сократить транспортную составляющую в структуре своих затрат. Необходимость наращивания экспорта нефтепродуктов в южном направлении обусловливается перспективой развития Европейского рынка. Сегодняшние объемы поставок нефти в черноморские и балтийские порты составляют 16–18 млн. тонн в год, что составляет половину от прогнозируемой в 2010 году потребности до 30 млн. в год.
Основная часть экспортируемой нефти отгружается сегодня через Вентспилский морской порт, по этой артерии проходит половина всего экспорта в северо-западную Европу. Черноморское направление откроет новые перспективы. В настоящее время там функционируют порты «Кавказ», «Туапсе», «Новороссийск». Новороссийская нефтебаза ориентирована, прежде всего, на перевалку нефти. Ежегодно через нее перегружается на экспорт 2 млн. дизельного топлива, которое доставляется к месту назначения железнодорожным транспортом. При этом есть все возможности к расширению этого канала. Нефтебазы в Краснодаре и Туапсе лишь на треть покрывают потребности Северо-Кавказского региона, поэтому этот рынок насыщен нелицензированными нефтепродуктами. Новый нефтепровод, который будет выходить к существующему комплексу по перевалке нефти, нефтебазам «Грушевая» и «Шехарис» ОАО «Черномортранснефть», позволит удовлетворить регион качественным нефтепродуктом.
Таким образом, по утверждению разработчиков ОАО «Транснефтепродукт», создание комплекса по транспортировке и отгрузке экспортных нефтепродуктов в Черноморском бассейне отвечает экономическим и политическим интересам России, является общественно значимым. Он призван не только организовать новый сегмент бизнеса, доходы которого повысят эффективность функционирования нефтепродуктопроводной сети и пополнят бюджет страны, но и усилить позиции России на международном рынке.
Реализация проекта «Юг» позволит снизить до минимума зависимость российского экспорта от сопредельных стран, – утверждает президент «Транснефтепродукта» Сергей Маслов, и послужит укреплению экономической безопасности России. Проект включен в федеральную программу «Энергоэффективная экономика» и его реализация является главной стратегической целью компании на ближайшие годы.
Создание экспортной инфраструктуры для перевалки очищенных нефтепродуктов через Новороссийск будет представлять коммерческий интерес для нефтяных компаний. Полувековой опыт эксплуатации нефтепродуктопроводного транспорта ОАО «Транснефтепродукт» доказывает постоянную востребованность мощностей в направлении Черноморского бассейна, что обусловлено конкурентоспособностью нефтепродуктопроводного транспорта.
С реализацией проекта Саратовская область также получит выгоду. Как сообщает областное министерство промышленности и энергетики, инвестиции «Транснефтепродукта» на территории губернии составят около 13 млрд. рублей. Кроме того, увекская нефтебаза ОАО «Саратовский НПЗ» приобретет возможность отправки на экспорт до 1 млн. тонн нефтепродуктов в год. Среди других поставщиков, подключенных к магистральной сети «Транснефтепродукта», более десятка региональных компаний из Омска, Уфы, Самары, Волгограда и других городов. В результате реализации проекта планируется создание в регионе 370 рабочих мест, на период строительства будет привлечено 400 человек. Бюджетные поступления от налогов и отчисления во внебюджетные фонды в области составят около 720 млн. рублей. Предполагаемый срок строительства нефтепровода – 4 года.
Проект «Юг» осуществляется в рамках стратегических целей компании «Транснефтепродукт», среди которых практически двукратное увеличение объема транспортировки топлива, а также завершение формирования оптимальной для российского рынка системы магистральных нефтепродуктопроводов, как наиболее экономичного и экологически безопасного вида транспорта. Главная цель компании на ближайшие годы – вывести трубопроводные магистрали на побережья Балтийского и Черного морей. Решение этой задачи позволит снизить до минимума зависимость российского экспорта от сопредельных стран, послужит развитию экономической инфраструктуры государства и укреплению обороноспособности России. После окончания строительства проекта «Юг» протяженность сети нефтепродуктопроводов увеличится до 23 тыс. км. Экспортная составляющая возрастет до 30–40 млн. тонн нефтепродуктов в год.
Для справки: ОАО «АК «Транснефтепродукт» образовано в 1992 году. Основными видами деятельности компании являются координация и управление транспортировкой нефтепродуктов, объединение и координация научно-технического, экономического, технологического и производственного потенциалов предприятий трубопроводного транспорта нефтепродуктов. В собственности Российской Федерации на сегодняшний день находится 100% обыкновенных именных акций ОАО «АК «Транснефтепродукт». Длина нефтепродуктопроводов компании составляет около 19 тыс. км (15 тыс. км – магистральных и 4,2 тыс. км – распределительных).
Компания ТНК-ВР с 2007 по 2010 год направит 3,7 млрд. рублей на стратегическое развитие Саратовского нефтеперерабатывающего завода. Строительство нефтепродуктопровода «Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» позволит Саратовскому НПЗ реализовать запланированное развитие производственных мощностей. Кроме того, Саратовский НПЗ готовится выпускать бензин, соответствующий стандартам Евро-3 и Евро-4. В 2010 году в рамках этого проекта планируется ввести в строй установку изомеризации, проектные работы которой выполняются в настоящее время. Это позволит компании посылать на экспорт качественные, не требующие дополнительной очистки нефтепродукты. Помимо этого, объемы переработки нефти саратовским предприятием к 2009 году вырастут до 7 млн. тонн.
По информации пресс-службы «ТНК-BP Поволжье», акционера ОАО «Саратовский НПЗ»