Поиск:


ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР
Наталья КАРАМАН, председатель Совета Саратовской региональной общественной организации «Защита»

Необходимость разработки законопроекта, регулирующего сферу розничной торговли, назрела давно. По мере развития рыночных отношений отдельные нормативно-правовые акты перестали соответствовать реалиям сегодняшней экономической ситуации.
Сейчас нет единого документа, который бы регулировал торговлю. Помимо ФЗ «О защите прав потребителей» и Указа президента о свободной торговле от 1992 года, в данной сфере действует еще порядка 600 подзаконных актов. Однако на этой неделе стало известно, что многострадальный закон о торговле не примут и в нынешнем году. Минпромторг РФ выступил с инициативой переписать его, добавив некоторые новые положения.
На прошедших недавно в областной ТПП публичных слушаниях мы обсуждали этот законопроект. По нашей оценке, он пока очень «сырой» и, можно сказать, ни о чем. Например, там содержится много норм, противоречащих действующему законодательству. В частности, в проекте говорится об обязательном получении санитарно-эпидемиологического заключения. Эта мера предусматривается законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где описаны конкретные случаи, когда такие документы надо получать. А согласно проекту, осуществление торговли будет возможно только при наличии данного заключения, «добывать» которое очень затратно.
Кроме того, в документе тоже непонятно для чего полностью продублированы нормы уже действующих СанПиНов. Даны определения, которые содержатся в других нормативных актах. У нас уже есть закон об обороте и безопасности пищевых продуктов, санитарные правила о торговле в магазинах, на рынках и т.д. Все это продублировано в новом проекте практически дословно. Правда, там нет определения понятия «товар», норм, регулирующих взаимоотношения производителей, продавцов и потребителей. Мне кажется, нормативно-правовой акт должен разрешать те коллизии, которые возникают сегодня при применении существующих законодательных актов. Иначе мы получим еще один закон, подобный ФЗ «О рынках», который так и не работает.
Были в проекте и какие-то положительные моменты. Его идея сводилась к необходимости ввести ограничения в деятельность крупных торговых сетей, чтобы облегчить доступ на прилавки продукции российских сельхозпроизводителей. Например, предложение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) снизить планки доминирования ритейла с 35 до 15%. Это сыграло бы на руку малым предприятиям и местным производителям продуктов питания.
Ведь как дело обстоит сейчас? Малый бизнес беспокоит, что его вытесняют с рынков крупные торговые сети. Местные производители не знают, как наладить взаимодействие с ритейлом, а страдает потребитель.
В Балакове, например, такие сети магазинов, как «Гроссмарт», «Гроздь», «Магнит» и прочие занимают самые выгодные места, вытесняя мелких торговцев. Первое, что они делают, приходя в город, – заключают договор с местными товаропроизводителями: поставщиками хлеба, молока, мяса и т.д. А потом, и это случается очень часто, оплату не производят. В результате у поставщиков в большинстве случаев возникает кредиторская задолженность: на погашение займа денег нет. Вот эти правоотношения и надо каким-то образом регулировать.
Есть и другие спорные моменты. Как мне кажется, ситуация с ритейлом может привести к следующему. Сегодня сетевики арендуют площади. Завтра будут пытаться строить необходимые помещения под торговые залы, чтобы снизить расходы на аренду. А затем просто выдавят с рынка нашего предпринимателя. Налоги же ритейлеров пройдут мимо областного и муниципального бюджетов. Если присутствие сетевиков на рынке снизится, будет гораздо лучше.
Однако в Минпромторге обещают, что общими рамками положений закона должно стать не ограничение сферы торговли, а формирование развитого, цивилизованного рынка, создающего в том числе новые возможности для развития местной перерабатывающей промышленности. Поэтому в новой версии законопроекта предлагают смягчить жесткие антимонопольные требования и оставить планку на уровне 35%. Специалисты ведомства объясняют это тем, что в России мало торговых сетей, между тем как цены в них ниже, чем в целом по стране, а качество продукции и обслуживание лучше. Как все обстоит на самом деле, я сказала чуть выше.
Хочу отметить, что ФАС тоже против смягчения антимонопольных норм, так как это разрушит товарные рынки и лишит производителей защиты. Если Минпромторг пойдет на поводу у сетевого ритейла, это может привести в тупик. Так как сама необходимость в данном законе возникла потому, что люди не могут себя ограничить в использовании рыночной власти. В сложившихся условиях единственное решение проблемы – сформулировать для сетевых операторов такие риски, которые были бы сопоставимы с ущербом, который они наносят экономике, говорят специалисты ФАС.
Наталья КАРАМАН
2008-08-04


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007