Поиск:


«Труба» зовет
Проникновение мобильной связи в Саратов приближается к 100%. Сотовые телефоны есть уже почти у каждого: от школьников младших классов до пенсионеров.
Несколько последних лет формирование индустрии телекоммуникаций идет семимильными шагами. Постоянно растет популярность дополнительных услуг связи, таких, как SMS, MMS, WAP, GPRS. Рынок сотового ритейла, по словам экспертов, достиг пика развития. Сейчас даже ценовые войны уходят в прошлое. Дело в том, что ассортимент и цены у всех практически одинаковы, новинки появляются на прилавках одновременно. При этом рынок дополнительных услуг, которые могли бы дистанцировать ведущих игроков друг от друга в глазах покупателей и создать естественную конкуренцию, пока еще не развит. В результате в этой сфере вряд ли можно выделить что-то уникальное для потребителя.
– Сейчас мы можем говорить уже о перенасыщении рынка сотовой связи, – говорит Светлана Баринова, начальник отдела экономики и инвестиций ТПП Саратовской области. – У нас представлены не только местные, но и крупнейшие российские операторы. На рекламу новых моделей и функций расходуются огромные средства. Существенно сокращается прирост новых абонентов, которые приобретают телефон в первый раз – просто модели быстро устаревают, появляются более усовершенствованные.
При этом рентабельность рынка сотового ритейла не очень высока: 3–4%. В среднем срок пользования телефоном составляет 1,5–2 года, а у молодежи – меньше года. Растет популярность смартфонов и коммуникаторов (отдельный класс устройств, которые по конструкции и сфере применения гораздо больше похожи на КПК, нежели на «мобильники»). Ожидается, что лидером рынка в этом году станут модели с поддержкой 3G-сети нового поколения, позволяющие выходить в интернет с достаточно высокой скоростью (сейчас в России работают по большей части GPRS и EGGE). Многие операторы уже готовы запустить в действие сети нового поколения, благодаря которым можно полноценно пользоваться интернетом с мобильного устройства.
В Саратове около 15 сетей магазинов, торгующих сотовыми телефонами: «Эльдорадо», «Евросеть», «Дельта Телеком», «Диксис», «DOMO», «Архипелаг», «Связной», «М-Видео», «Телефон.ру», «Цифроград», «Беталинк» и т. д. По словам Натальи Швейкиной, PR-менеджера филиала «Поволжье» компании «Евросеть», изобилие магазинов привело к очень жесткой конкуренции.
– Но в этом нет ничего особенного: на Западе большинство розничных компаний работает в таких условиях. К тому же серьезная конкуренция хороша, в первую очередь, для покупателей. Ведь в борьбе за них компании улучшают свой сервис, расширяют ассортимент товаров и услуг, корректируют ценовую политику, разрабатывают маркетинговые акции, – поясняет Швейкина.
Вместе с тем проблема подделки сотовых телефонов остается. Правда, масштабы ее сейчас намного меньше, чем еще три года назад. Светлана Баринова вспоминает, как совсем недавно на автомобильном рынке ей предложили купить с рук новую модель телефона NOKIA в три раза дешевле. По голограмме она сразу поняла, что это подделка.
Сотрудники общества по защите прав потребителей отмечают: несколько лет назад люди воспринимали гарантийный талон как возможность просто сдать товар в ремонт, а на самом деле подобный документ дает право и на возврат денег, и на обмен изделия на другую модель. Еще три года назад, если производитель телефона был неизвестен, работникам сервисного центра приходилось чинить его бесплатно. Ведь сотовый ввозился нелегально, и никто никому за ремонт деньги не возмещал. Поэтому проще было отказать потребителю, но при этом соблюсти интересы продавца. Сейчас такого нет, зато некоторые недобросовестные компании придумывают уловки, чтобы избежать ответственности за некачественный товар. Сергей Шакин, юрист Саратовской региональной общественной организации по защите прав потребителей «ЭРА», рассказывает:
– В магазине могут потребовать отдать телефон на диагностику якобы для проверки качества. Клиенту потом даже не сообщается, что на самом деле «трубка» ремонтировалась. Постфактум сотрудники могут написать, что производился ремонт, либо что и вовсе недостаток не выявлен.
Во избежание таких ситуаций необходимо, обратившись в сервисный центр или к продавцу, сразу потребовать документ, в котором говорится, для чего приняли товар. Если для диагностики, клиент имеет право присутствовать при ней.
Помимо этого, любой товар, ввозимый из-за рубежа, должен содержать информацию о производителе (наименование и адрес) и экспортере (организации, которая растаможивает). Потребитель имеет право в течение двух лет с момента приобретения сдать продавцу некачественное изделие. Но магазин по прошествии такого времени может попросту исчезнуть. В таком случае, если отсутствует информация об экспортере, конечно, можно подать в суд на изготовителя. Но если он находится за пределами России, а подавляющее большинство ввозимых сотовых телефонов – из Китая, защитить свои права покупателю будет весьма проблематично.

Лидеры продаж на российском рынке – компании Samsung (22–25%), Motorola (19–22%), Nokia (18–20%), Siemens (10–17%), Sony Ericsson (9–12%) и LG Electronics (4–6%).
Юлия ЮДИНА
2008-08-04


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007