Торговая наценка на социально значимые продукты питания будет ограничена. Российские власти давно подумывают о таких мерах. Это позволит сдержать рост цен на продукты питания, считает глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев. Эксперты же называют подобное решение бессмысленным.
– Хочу напомнить, что в советские годы предельная наценка была 12%, а на социально значимые продукты – 8%, – заявил министр.
Эта мера может применяться и в рыночных условиях, отметил он. Такая практика существует в наши дни в Канаде и Казахстане, Китае и Белоруссии. Сейчас в некоторых российских регионах, по словам Гордеева, торговая надбавка очень высока (25–30%).
– Мы официально предлагаем ввести в закон о торговле, который готовится при участии Минсельхоза и Минэкономразвития, статью о предельных наценках на социально значимые товары. Эта мера ограничит рост стоимости продуктов питания, – подчеркнул чиновник.
Подобную инициативу подстегнул резкий скачок цен осенью 2007 года. Уровень инфляции вырос на 0,8% в сентябре и 1,6% в октябре. Это вынудило правительство снизить ввозные пошлины на молоко и подсолнечное масло, а также повысить вывозные на зерно. В целом же инфляция в России по итогам 2007 года составила 11,9%.
Для нормализации ситуации действовало временное соглашение о заморозке цен на социально значимые товары. Первоначально участники рынка документ подписали 15 октября, утвердив на срок до 1 февраля нынешнего года. 31 января 2008-го производители и торговцы продлили еще на три месяца мораторий на повышение цен на основные виды продовольственных товаров.
Кроме того, власть договорилась с производителями и крупными продавцами о замораживании цен на социально значимые продукты (хлеб, молоко, яйца) до 31 января текущего года. Однако, по мнению аналитиков, эти меры только перенесли инфляцию на несколько месяцев. Под действие соглашения подпали шесть наименований товаров: пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5% жирности, однопроцентный кефир, подсолнечное масло и куриное яйцо.
С похожей инициативой уже выступала и законодательная власть. В конце октября 2007 года Совет Федерации в обращении к правительству также просил вмешаться в рыночное регулирование цен на продовольственные товары. «Мировой опыт ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривает правовое установление верхних и нижних пределов колебания цен, индикативной или условной цены, которую стремится поддержать государство», – гласит постановление верхней палаты Парламента. Сенаторы предложили правительству разработать и внести в Госдуму проект федерального закона об основах ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в стране.
В январе 2008 года, когда вследствие роста тарифов традиционно увеличиваются цены, инфляция в России составила 2,3%, в феврале – 1,2%. Между тем многострадальный закон о торговле, который должен помочь навести порядок с постоянной перепиской ценников на продукты, в нынешнем году не примут. Об этом на днях заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев. Закон писался и обсуждался так долго, что часть его положений утратили актуальность. Сегодня нет единого документа прямого действия, регулирующего торговлю. Помимо ФЗ «О защите прав потребителей» и указа президента «О свободной торговле» от 1992 года, в этой сфере существуют еще порядка 600 подзаконных актов.
Малый бизнес беспокоит вытеснение его с рынка крупными торговыми сетями. Ритейлеров волнует, что их не пускают в регионы. Местные производители не знают, как наладить взаимодействие с торговыми сетями. А страдает потребитель.
Сначала идея законопроекта, призванного регулировать цены на основные продукты питания, сводилась к необходимости ввести ограничения на деятельность крупных торговых сетей, чтобы облегчить доступ на прилавки продукции российских сельхозпроизводителей. Документ предполагает установление предельной наценки на социально значимые товары по 5–6 позициям. В него также включено предложение МЭРТ о «применении практики соглашений производителей и продавцов». Спектр способов вмешательства в ценообразование определен так: добровольная заморозка, фиксирование цифр на ценниках или ограничение торговой надбавки. Предполагается, что все эти меры будут касаться только продовольственных социально значимых товаров.
В результате в законопроекте появилась предельная доля в 35%, которую сможет иметь торговая сеть в городском округе и муниципальном районе.
Однако ключевым стало положение о возможности госрегулирования стоимости продуктов первой необходимости, торговую надбавку на которые предлагалось установить на уровне не выше 10–12 %.
Но такие ограничения – тоже не лучший способ борьбы с ростом цен.
По мнению экспертов, меры по заморозке стоимости некоторых видов продуктов могут принести только временную пользу. Убытки торговые сети компенсируют за счет повышения цен на «несоциальные» товары. В то же время ценовая заморозка вообще не оказывает сколько-нибудь серьезного влияния на общую инфляцию. Кроме того, надбавки стимулирует рост торговой отрасли. Есть мнение, что как только государство начинает заниматься ценообразованием, это приводит к дефициту товаров, введению талонов и т.д.
Татьяна АЛЕКСЕЕВА, эксперт общественного фонда «Экономическая стабильность», кандидат экономических наук:
– Правительственные меры по ограничению торговых наценок на продукты питания в период резкого скачка цен осенью 2007 года тем не менее сделали свое дело. Хотя десятки регионов России, не дождавшись соглашения правительства с производителями и продавцами продуктов питания о замораживании цен, вступили на местные рынки с административными ограничениями, которые призваны помочь справиться с резким ростом цен на молоко, масло, сыр и другие товары. В некоторых областях наценка была ограничена 7% процентами, а в других доходила до 40 %. При этом где-то данная мера носила рекомендательный характер, а в части регионов инициатива местных властей закреплена законодательно. Например, в Тюменской области подписано постановление об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров. Подобные постановления действовали и в Татарстане, Курганской, Томской, Омской, Саратовской, Волгоградской, Свердловской, Челябинской областях, а также в Нижнем Новгороде. Лишь небольшая часть регионов решилась применить рыночные методы борьбы с инфляцией. В Новосибирске и Самаре власти упростили сельхозпроизводителям выход на рынок, что тут же сказалось на ценах – мясо и другие продукты оказались дешевле, чем в магазинах.