Потенциальный годовой оборот предприятий небюджетной медицины в области может достигнуть 3 млрд. рублей при условии стопроцентной наполненности рынка. Однако сегодня она составляет только 15–20%, считают специалисты. Это связано с тем, что пока в Саратове представлены далеко не все услуги, в которых нуждаются потребители. Данное обстоятельство вызывает отток капитала в другие российские регионы и за рубеж. Однако рынок постепенно прирастает. Каждый год лицензии получают несколько новых частных медучреждений. Сейчас по области их зарегистрировано свыше 350 (в Саратове –180).
Б ольшинство, приблизительно 70% от общего числа, – стоматологические клиники. Наверное, только услуги этого сектор сегодня представлены в области в полном объеме. Вслед за стоматологией приблизительно одинаковые позиции держат наркологические и многопрофильные медучреждения, далее идут различные специализированные клиники. В Саратове есть даже три частных службы «Скорой помощи» – с помещениями, достаточным штатом сотрудников и парком автомобилей.
– Однако то, что стоматология является лидером рынка медицинских услуг, вовсе не означает, что это самый доходный вид медицинской деятельности, – отмечает главный врач ЗАО «Центр диагностики «Авеста-М», председатель гильдии небюджетной медицины при Торгово-промышленной палате области Андрей Шубин.
По его мнению, доходностью медицинский бизнес не блещет. По этому фактору ему далеко до торговли или строительства. Однако любое частное медучреждение обладает средней рентабельностью 12–17 %.
– Медицина включает много направлений. И если как следует поставить дело, финансовый результат будет в любой ее отрасли, – считает глава гильдии.
Сегодня никаких трудностей в организации подобного бизнеса не возникает. Четко отлажена система лицензирования, хотя с 1 января этого года оно перешло с федерального уровня на региональный. В 2007-м разрешения на медицинскую деятельность выдавал Росздравнадзор. Теперь же этим занимается созданное при министерстве здравоохранения области управление по лицензированию. Оно предъявляет стандартные требования и к государственным, и к частным учреждениям. От момента подачи заявления до получения лицензии проходит не более 45 дней, как и должно быть по закону. Конечно, в первый раз «добыть» этот документ довольно трудно. Но у тех, кто проходит процедуру лицензирования во второй, третий и более разы, сложностей обычно не возникает.
Сегодня одной из главных проблем при открытии частной практики остается подбор помещения. Найти место, уже приспособленное под клинику, достаточно тяжело. Условия помещения регламентируются санитарными нормами – вплоть до перегородок, вентиляции, электрического контура и качества отделки. Можно, конечно, строить здание самому, но это уже совершенно иные проблемы. Вот почему многие инвесторы предпочитают либо выкупать, либо арендовать офис, а потом занимаются его реконструкцией.
– Никому не интересно, как работают сотрудники офисов. А вот в каких условиях трудятся медики и находятся пациенты, интересует всех, и прежде всего санитарную службу, – рассказывает Андрей Шубин.
Тем не менее проверки происходят всегда по графику – раз в два года. Сотрудники надзорных органов вправе приехать с внеплановой инспекцией, только если на медучреждение поступила жалоба. При разбирательстве дело может дойти и до отзыва лицензии. Но в последние семь лет подобного не случалось.
– В 90-е годы отношение к первопроходцам со стороны государственной медицины было скорее негативное, – рассказывает председатель гильдии. – Сейчас ситуация совершенно иная – власть очень благожелательно относится к развитию частной медицины и во многих вопросах идет нам навстречу. Кстати, Саратовской области в этом по-настоящему повезло. Потому что во многих регионах России чиновники с криком «не пущать!» до сих пор всячески препятствуют развитию этого вида деятельности. Создать атмосферу сотрудничества в губернии нам во многом помогла торгово-промышленная палата. Объединяясь в гильдию в 2001 году, мы преследовали именно такую цель: поменять отношение к нам чиновников и решить возникающие проблемы.
Еще один неприятный рабочий момент – конкуренция со стороны государственных медучреждений, которые оказывают некоторые услуги за дополнительную плату. И если у частников все тарифы выведены из расчета затрат клиники на зарплату, налоги, фонд развития предприятия, расходные материалы и т.д., а стоимость услуги является реальной рыночной, то государственные клиники работают по демпинговым ценам.
– Вопрос этот сложный, – комментирует ситуацию Андрей Шубин. – Мы с госучреждениями работаем в абсолютно разных условиях, но прекрасно понимаем, что без платных услуг государственной медицине придется совсем туго. И относимся к этому, как к переходному моменту.
Для того чтобы выровнять ситуацию, правительство губернии принимает различные меры.
– Например, теперь частные медицинские предприятия могут работать с Фондом обязательного медицинского страхования, – рассказывает первый замминистра здравоохранения Саратовской области Лариса Твердохлеб. – Это значит, что негосударственная клиника может заключить договор с фондом. По этому соглашению часть затрат на медицинскую услугу он берет себя, а другую выплачивает пациент.
Однако, как замечает председатель гильдии, пока частники не рвутся работать в системе ОМС, поскольку там очень низкие тарифы. Не более 100 рублей за услугу, которая включает в себя не только консультацию врача, но и полное обследование, если оно понадобится. В то время как первый прием у специалиста в любой саратовской негосударственной клинике стоит не меньше 300 рублей.
При этом сама по себе платность услуги не гарантирует высокого качества. Ведь «залечить» пациента могут и в государственной, и в частной клинике. Только когда вред здоровью нанесен за твои же кровные – это куда обиднее.
– Проблема качества платной медицины есть не только в Саратове и России, но во всем мире, – рассказывает Андрей Шубин. – Во всех цивилизованных странах медицина – это этический бизнес. Поскольку дело касается здоровья людей, не может быть погони за чистоганом. Хочу отметить: если врач работает на перспективу и репутацию, он никогда не позволит себе плохого отношения к больному. Практика показывает, что пациенты не так много внимания уделяют рекламе различных клиник. Выбор врача идет по принципу «сарафанного радио». Если к пациенту в клинике отнеслись доброжелательно, вылечили и лишних денег не взяли, можно быть уверенным, что его семья, друзья, родственники и знакомые предпочтут пользоваться услугами именно этого учреждения. То есть если ты хочешь зарабатывать в медицине, надо быть честным и квалифицированным врачом.
Вполне возможно, тут помогло бы введение системы менеджмента качества в частных медучреждениях губернии и сертификация по стандартам ISO 9000. Но медики области сегодня не считают это актуальным.
– Пока мы работаем только на внутренний рынок. Вот когда Россия вступит в ВТО, тогда, конечно, придется внедрять систему менеджмента качества и переходить к сертификации по новым стандартам, – заявляет председатель гильдии. – Но это будет большая головная боль. Ведь медицина очень специфична, и говорить здесь о едином стандарте можно далеко не всегда.