Поиск:


«Гроссмарт» предпочитает не объявлять о своем закрытии
Месяц назад в областном центре, в торговом комплексе «Сити-Молл» открылся новый супермаркет «Гроссмарт». Но уже сегодня из неофициальных источников известно, что сеть закрывает свои магазины не только в Заводском районе, но и на площадке «Пентагон».
С отрудники супермаркетов «Гроссмарт» заявляют: новый товар не закупался давно и на данный момент распродается оставшийся. Постоянные покупатели также успели заметить отсутствие на прилавках большого ассортимента продукции. Владельцы магазинов формата «рядом с домом» говорят, что почти все крупные супермаркеты, арендующие помещения, ежемесячно балансируют на грани банкротства.
В области розничная торговля представлена шестью основными операторами. Наиболее крупные – «Пятерочка» (Санкт-Петербург) и «Магнит» (Краснодар). Неплохую конкуренцию иногородним сетям составляют саратовские магазины: «В яблочко» (41 магазинов – 2008 год), «Смарткауфф» (8 магазинов – 2008 год), «Социализм» (19 магазинов – 2007 год), «Гроздь» (28 магазинов – 2007 год) и «Минима».
По данным прошлого года, лидерами по выручке среди ведущих торговых сетей в России являются «X5 Retail Group N.V» («Пятерочка» и «Перекресток»), «МЕТРО Кэш энд Керри» («Metro C&C»), «Тандер» («Магнит») – свыше 5,2, 4,6 и 3,6 млрд. долларов соответственно.
О доходах саратовских сетей из-за их крайне закрытой информационной политики ничего не известно. Более того, в процессе подготовки материала выяснилось: контакты большинства магазинов, указанные в телефонных справочниках, не соответствуют реальным номерам.
В саратовском и московском офисах «Гроссмарт» о предполагаемом закрытии до официального объявления холдингом «Марта» предпочли не говорить. Между тем сотрудники магазина заявляют, что «Гроссмарт» в «Пентагоне» с имеющимся набором продуктов продержится максимум две недели. Некоторые сотрудники надеются: другой арендатор площадей – предположительно им станет сеть «Перекресток» – сохранит за ними рабочие места.
Надо отметить, что еще в конце прошлого года в федеральном издании «Ведомости» появилась информация о продаже холдингом «Марта» 100% сети «Гроссмарт».
В качестве основной причины назывались серьезные долги холдинга.
В прошлом году активы «Гроссмарта» некоторые эксперты оценивали в $500 млн. Их реальный размер сегодня не известен. По последним данным, компания занимает 142 магазина в различных российских регионах, причем большинство находится в ее собственности. В общей сложности это 1000 кв. м. Насколько известно, в Саратове «Марте» не принадлежит ни одна занимаемая под магазины «Гроссмарт» торговая площадь. А значит, существенная часть выручки уходит на оплату арендных ставок.
Первый заместитель министра экономического развития и торговли области Александр Ульянов поясняет, что в случае местного «Гроссмарта» о банкротстве, скорее всего, говорить не стоит:
– Дело в том, что в одном месте магазин закрывается, а в другом – наоборот. Это стандартная ситуация, – рассказывает он. – К тому же надо отметить, что маркетинговая служба «Гроссмарта» по открытию сети в «Пентагоне» и в «Сити-Молле» сработала слабовато. Оба места не очень «проходимые». В «Пентагоне» вообще надолго мало кто задерживался. В связи с регулярными пробками и только одним подъездом к магазину со стороны Саратова расположение в «Пентагоне» не очень удачно. К тому же, как мне кажется, на сегодняшний день у потребителей гораздо большей популярностью пользуется небольшие магазины рядом с домом. В крупные супермаркеты, такие, как «Смарткауфф» или тот же «Гроссмарт», приезжают на машинах и закупают продукты сразу на несколько дней.
Представители саратовского ритейла не подтвердили информацию о том, что крупные супермаркеты, не имеющие собственного помещения, балансируют на грани банкротства. Многие по-настоящему успешные предприятия могут иметь или не иметь собственных офисных либо торговых помещений. И этот фактор никаким образом не влияет на успешность и прибыльность данных предприятий. Доход торговых сетей определяется лояльностью потребителей. Она и обусловливает максимальный результат ритейла.
Что касается оценки наиболее «выигрышного» формата для магазина – супермаркет или сеть пошаговой доступности, то владельцы розничных магазинов уверены, что конкуренция сетевых магазинов этих двух форматов соответствует среднему по России. Свою специфику накладывает местная культура потребления, свойственная Поволжскому региону.
Возможно, под спецификой Саратова можно понимать предпочтение магазинов рядом с домом, так как для окупаемости больших супермаркетов требуется слишком много условий. Одно из них – удобное расположение, желательно в собственном помещении. В областном центре, как известно, таких площадей практически нет. Правда, на выезде из пос. Юбилейный чуть ли не каждые полгода появляется новый супермаркет. Сейчас только в одном квартале расположены сразу несколько известных сетей: «Смарткауфф», недавно открывшийся «Спар», два магазина «Гроздь», «В яблочко», «Магнит» и «Минима».
Нагромождение продуктовых ритейлеров связано с ростом потребительских расходов, который в минувшем году составил 32% по отношению к 2006-му. Общий оборот розничной торговли в России в прошлом году Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) оценивает в 424 млрд. долларов. В 2007 году данная сфера развивалась значительно динамичнее, чем в 2006-м.
По оценкам экспертов, в течение первых шести месяцев этого года оборот розничной торговли увеличился во всех федеральных округах и практически в каждом субъекте РФ. Наибольший прирост отмечен в Южном округе (20%), второе и третье места занимают Приволжский и Уральский (18 и 17% соответственно).
По прогнозу X5 Retail Group, доля розничных продовольственных сетей к 2010 году увеличится до 45,7%.
В то же время рынок российского продовольственного ритейла пока трудно назвать высоко консолидированным. На конец 2007 года совокупная доля 10 крупнейших игроков на нем составила лишь 13%.
По прогнозу главного исполнительного директора «Пятерочки» Олега Высоцкого, в 2017 году 30–40% рынка розничных сетей займут гипермаркеты, 30% – дискаунтеры, 10–15% – супермаркеты и независимые магазины, остаток – иные форматы.
Как заявляет аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков, высокую динамику на рынке демонстрируют гипермаркеты и дискаунтеры. По прогнозу A.T.Kearney, формат «магазин у дома» займет порядка 6–8% ритейла России. Все аналитики и участники рынка сходятся во мнении, что наиболее оправданная стратегия для развития розничного бизнеса в стране – развитие мультиформатности.
В последнее время набирает оборот премиальный сегмент продовольственной розницы, что связано с ростом доходов населения и увеличением численности состоятельных граждан. Этот формат, по мнению экспертов отрасли, далек от насыщения и составляет около 2,5–3,5% от оборота всего продуктового ритейла в РФ.
Саратовская область также не отличается наличием супермаркетов премиального плана. Возможно, сегодня единственный претендент на этот сегмент – «Спар», где можно приобрести, так скажем, «эксклюзивный» товар. Приблизительно пять лет назад на ул. Московской появился магазин «Кольцо», претендовавший на состоятельную клиентуру. Первое время он работал круглосуточно, но отсутствие действительно премиального товара привело к закрытию предприятия. На отток клиентов повлиял и появившийся по соседству более дешевый «Социализм».
В основном же на рынке области представлены местные сети «среднего класса», которым не требуются значительные площади. Покупателей в таких магазинах всегда много, но это не вызывает появления дополнительных касс – нередко даже половина из существующих не работает. Экономия на сотрудниках – часть стратегии по получению максимальной прибыли. Поэтому в нашем регионе главными ритейлерами, по крайней мере, еще несколько лет будут оставаться сети среднего уровня, которые расположены недалеко от дома.

Топ-10 крупнейших российских розничных сетей в 2006 г. (формат, оборот (млн. долл.)):

1. — X5 Retail Group (Пятерочка, Перекресток) — Мультиформатная — 3 551,5
2. — Metro Cash & Carry — Cash & Carry — 2 557,8

3. — Магнит — Дискаунтер — 2 505,0
4. — Ашан — Гипермаркет 2 020.0

5. — X5 Retail Group — Пятерочка) — Дискаунтер — 1 973,1

6. — X5 Retail Group — Перекресток) — Мультиформатная — 1 495,7
7. — Лента — Клуб оптовой покупки — 1 016,0

8. — Компания Юнилэнд Холдинг — Дикси) — Мультиформатная — 1 009,2
9. — Торговый Дом «Копейка» — Мультиформатная — 979,0

10. — Седьмой Континент — Мультиформатная — 957,8
Павел КОРОЛЕВ
2008-08-04


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007