Поиск:


Пиво Intel
Большинство предпринимателей считает: регистрация товарного знака – вещь приятная, повышающая престиж фирмы, но абсолютно необязательная. Все равно что участие в выставке и получение диплома. Хотя на самом деле товарный знак – насущная необходимость.
У же сегодня он стал объектом рыночных отношений и предметом торговли. Многие фирмы передают свои знаки в лицензию, то есть предоставляют право пользования заинтересованным лицам. Либо заключают договор отчуждения – просто продают его. Кстати, сейчас товарный знак, отданный в аренду, приносит гораздо больше средств, чем можно затратить на регистрацию.

Деньги…

Есть несколько способов регистрации товарного знака. Первый – попробовать сделать это самому, воспользовавшись сайтом Федерального института промышленной собственности, где процедура описана достаточно подробно. Если вы самостоятельно подаете заявку, при благополучном исходе вы потратите порядка 20 тыс. рублей, в зависимости от количества классов, в отношении которых регистрируется знак. Всего их 45. Из них 39 классов товаров и шесть – услуг. За подачу заявки на регистрацию товарного знака по одному классу необходимо уплатить государственную пошлину – 8,5 тыс. рублей, и по 1,5 тыс. за каждый последующий. При выдаче свидетельства о регистрации вам надо заплатить государству стандартную сумму – 10 тыс. рублей. Если регистрировать товарный знак по всем 45 классам, пошлина становится довольно ощутимой.
Однако зачастую попытки заниматься всем самостоятельно приводят к плачевным результатам – отказу в получении знака. И тогда уже придется обращаться к специалисту и проходить процедуру заново, оплачивая еще и его услуги. Кстати, оформить знак при участии посредника обойдется вам примерно в 40 тыс. рублей с учетом госпошлин. В губернии регистрацией товарных знаков занимается Торгово-промышленная палата области, а также ООО «ПатентВолгаСервис», специалисты которого тесно сотрудничают с ТПП и входят в комитет по интеллектуальной собственности при ней.

…и время

Российское законодательство не устанавливает временного предела для делопроизводства по товарным знакам. Но на практике, говорят специалисты, на эту работу уходит не меньше года.
– Не надо думать, что весь этот год эксперт внимательно изучает вашу заявку, – рассказывает начальник юридического отдела «ПатентВолгаСервиса», патентный поверенный РФ Дмитрий Боровский. – Просто количество заявок, подаваемых в патентное ведомство, очень велико, а людей, проводящих экспертизу, мало.
В день, по нормативам Роспатента, эксперт должен вынести решение по четырем товарным знакам, а это очень большой объем работы. Иногда такое положение дел приводит к тому, что экспертиза в Роспатенте допускает ошибки. Поэтому, когда оттуда приходит предварительное уведомление о необходимости отказа в регистрации, не стоит опускать руки.
– Очень часто специалистам удается переубедить эксперта на стадии предварительного отказа, – говорит ведущий юрист правового департамента ТПП Саратовской области Олеся Школина. – Естественно, в таких случаях предпринимателям стоит обращаться к специалистам, потому что неподготовленному человеку сложно оценить те ошибки, которые допустил эксперт.
В половине случаев Палата по патентным спорам, в которую обжалуются отказные решения экспертов Роспатента, занимает сторону заявителя.

Пират поневоле

Если знак не зарегистрирован, это может повлечь серьезные проблемы. Во-первых, не исключено, что обозначение, которое вы используете, принадлежит кому-то другому. Товарных знаков очень много. Реестр по России единый. И если вы в Саратове пользуетесь наименованием «Ромашка», а право на него принадлежит некой новосибирской фирме, вы поневоле становитесь «пиратом». Каждый лишний день увеличивает убытки, которые вы должны будете потом возместить правообладателю. Поэтому перед использованием того или иного знака в качестве товарного надо проводить экспертизу юридической чистоты всех обозначений.
Во-вторых, если вы придумали действительно оригинальное название и начали им пользоваться, а свидетельство не получили, ждите, что кто-нибудь зарегистрирует его на свое имя и вам же запретит им пользоваться. Такое происходит сплошь и рядом.
Есть даже соответствующий бизнес.

Захватчики имен

Бизнес этот называется names quoting, дословно – захват имен. Он полулегальный, то есть в отдельных случаях допускается законом. Существуют две разновидности неэймсквотеров. Первые более или менее добросовестны. Их работа заключается в том, чтобы зарегистрировать на свое имя в отношении всех классов товаров и услуг какое-нибудь красивое, позитивное слово или словосочетание. Например, Машенька, Солнышко, Сказочный лес. Сделав это, они постоянно натыкаются на желающих получить данные названия в качестве своих товарных знаков. Естественно, затем такие наименования продаются. Все происходит вполне открыто. Можно найти множество сайтов в интернете с предложениями о покупке или продаже товарных знаков.
Другая категория нэймс­квотеров – недобросовестные. Еще в период перестройки они занимались тем, что ходили по выставкам и смотрели, какие из зарубежных фирм хотят освоить российский рынок. Тогда у мировых гигантов машиностроения, электроники, производителей бытовой техники регистрации товарных знаков на территории нашей страны не было. Об этом неймсквотеры узнавали из реестра и регистрировали их на свое имя. Затем, когда зарубежная компания приходила на наш рынок, ей предлагалось купить право на товарный знак по очень приличной цене. Среди компаний, которые пострадали в начале 90-х от неймсквотинга, такие монстры, как Samsung и Renault. И эти опасности грозят любому обладателю названия или знака, если он не регистрирует его вовремя, предупреждают специалисты.

Как не продешевить?

С одной стороны, купить товарный знак намного проще. Но отнюдь не дешевле. Приобрести готовый знак в отношении одного класса обойдется в сумму порядка от 50 до 200 тыс. рублей. Цена зависит от того, какая фирма его продает, насколько он раскручен и прибылен. Однако и тут за советом лучше обратиться к специалистам. Они наверняка знают, с какими компаниями стоит работать, а от каких лучше держаться подальше, чьи цены адекватны, а кто просто пытается получить как можно больше, ничего не вкладывая.
Тем более, что здесь неопытного в этих вопросах предпринимателя тоже могут подстерегать опасности. Возможно, приобретенный вами товарный знак будет «несвежим». Если он в течение трех лет не используется, любое заинтересованное лицо может его аннулировать, обратившись в Палату по патентным спорам. Приобретая такой знак, вы либо рискуете, либо несёте дополнительные финансовые затраты. Ведь чтобы приобретённый вами товарный знак никто не смог оспорить, нужно будет пройти его регистрацию с нуля. А это очень долгий процесс.

Слово на заборе

Естественно, далеко не все можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Эти запреты сейчас сформулированы в IV части Гражданского кодекса РФ.
Товарными знаками не могут быть обозначения из согласных букв и цифр, например РПК-4. Однако есть небольшая поправка: знак могут зарегистрировать, если он стал узнаваем, как, например, МТС или BMW. Нельзя зарегистрировать для чая товарный знак «Чай», а для хлеба «Хлеб». Вряд ли вам выдадут свидетельство о регистрации на товарный знак Карло Понти, если вы шьете обувь в Рязани и даже не по лекалам итальянского дизайнера. Итальянское имя способно ввести потребителя в заблуждение, а это запрещено законом.
Кроме того, нельзя получить товарный знак на обозначения, которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности. Никто не выдаст вам свидетельство на бранное слово. Но не так давно шел спор о знаке «Исповедь грешницы», зарегистрированном в отношении алкогольных напитков. Представители Русской Православной Церкви посчитали, что это название противоречит общественным интересам, по крайней мере, верующих россиян.
– Ведь исповедь – это таинство. А когда эти слова написаны на бутылке с вином или водкой, представляешь себе нетрезвую даму, которая, сильно выпив, начинает пьяные откровения, – улыбается Дмитрий Боровский.
Не могут стать товарными знаками и те обозначения, которые сходны до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными в отношении однородных товаров и услуг. Такие, как Panasonic и Pasanonic, Adidas и Adidos, Reebok и Reabok. Правда, если похожий знак регистрируется на другой класс продукции, это не считается нарушением закона. Некий питерский предприниматель, к примеру, зарегистрировал товарный знак Intel для… пива!

Торгово-промышленная палата Саратовской области оказывает услуги по разработке и регистрации товарных знаков в течение 10 лет. За период с 2000 по 2006 года при участии областной ТПП зарегистрировано около 70 товарных знаков. С каждым годом количество обращений увеличивается.

Федеральная антимонопольная служба отслеживает случаи недобросовестной конкуренции, связанные с приобретением исключительных прав на товарные знаки.
Вот хрестоматийный пример из саратовской практики. Специалисты Центра инновационных технологий придумали и долгое время использовали обозначение САКЗ для своих приборов. Затем их бывшие партнеры, ставшие конкурентами, начали наряду с ЦИТ использовать слово САКЗ для обозначения таких же устройств. И более того – подали заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака. Центр инновационных технологий, не зная об этом, также подал заявку в Роспатент, где заявленному обозначению противопоставили более раннее заявление конкурентов. То, что действия по регистрации этого знака были недобросовестной конкуренцией, впоследствии удалось доказать с помощью Федеральной антимонопольной службы. Управление ФАС по Саратовской области приняло решение запретить использование обозначения САКЗ конкуренту ЦИТа. Кроме того, в Роспатент было направлено письмо, где на основании предписания ФАСа предлагалось прекратить делопроизводство по данной заявке. А товарный знак зарегистрировали на имя Центра инновационных технологий.
Полина ПШЕНИЧНАЯ
2008-08-04


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007