Сегодня в России в научные разработки вкладываются серьезные деньги. При этом и наука, и производство ощущают острую нехватку специалистов, способных работать на суперсовременном оборудовании. Получается следующая ситуация – научный коллектив на выигранный грант может позволить себе купить дорогостоящее оборудование для проведения исследований, но вот как работать с ним – научные сотрудники могут и не знать. Люди, умеющие управляться с таким оборудованием, – «штучный товар».
Поволжскому региону в этом плане, можно сказать, повезло. Теперь на базе Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов Российской академии наук (ИБФРМ РАН) практически любой желающий может ознакомиться с новейшими микроскопами и приемами работы на них. Этот проект осуществляется институтом совместно с немецкой компанией Leica Microsystems и является абсолютно некоммерческим.
Цель проекта, прежде всего, – консультирование научных сотрудников, аспирантов, студентов и в принципе любых желающих по поводу новейших методов микроскопических исследований с помощью оборудования фирмы. Правда, без проведения итоговой аттестации и без выдачи документов о соответствующем образовании. Кроме того, в задачи института входит демонстрация оборудования фирмы для освоения передовых методов микроскопического анализа, а также для развития взаимодействия компании с конечными пользователями. Но вовсе не для рекламы и продвижения своей продукции, как может показаться на первый взгляд, а с целью ее дальнейшего совершенствования. Повторюсь – проект некоммерческий, ни та, ни другая сторона не имеют от этого никакой финансовой выгоды.
Между тем, к существующему на сегодня в ИБФРМ РАН довольно богатому парку оборудования добавились конфокальный микроскоп SPE-5 и весь спектр оптических микроскопов. Надо сказать, что во всем Поволжье (а работа центра будет рассчитана именно на этот регион) конфокальных микроскопов всего два – в Нижнем Новгороде и в Саратове.
История появления договора довольно проста.
– В круг объектов исследования ученых института входят микро- и наноразмерные организмы и структуры, – рассказывает заместитель директора по НИР Лариса Матора. Их не видно невооруженным глазом, и для их изучения мы должны применять специальные приборы. В нашем институте они были и есть – это сканирующий и просвечивающий электронные микроскопы, зондовый микроскоп, а также другое оборудование. Но приборы постепенно устаревают – как физически, так и морально. Поэтому мы проводим их обновление, в том числе в рамках сотрудничества с производителями. В частности, с фирмой Leica Microsystems.
Изначально идея создания подобного центра, где все желающие могли бы ознакомиться с самыми современными микроскопами, принадлежала ИБФРМ РАН. То, что немецкая компания – производитель одних из лучших в мире микроскопов – приняла предложение, означает, что там внимательно относятся к Саратову как к научному центру.
Уже сейчас в институте имеются в наличии методические пособия, написанные крупнейшими специалистами России. Знакомить с методами исследований будут как специалисты института, так и сотрудники фирмы Leica Microsystems.
– Для начала, в рамках Учебно-научного центра физико-химической биологии ИБФРМ РАН и СГУ мы будем знакомить с оборудованием своих студентов, – рассказывает заместитель директора ИБФРМ РАН Николай Остудин. – Наши ученые будут читать лекции и знакомить с новым оборудованием. Это делается для того, чтобы выпускники университета знали о новейших достижениях науки не по картинкам, не из интернета, а «вживую». Имея такие знания, они смогут решать свои производственные и научные задачи на мировом уровне.
Очередь из желающих «посмотреть в микроскоп» пока еще не выстроилась, но то, что она будет большой – мало кто сомневается. Информации о центре пока еще нигде нет, а из Оренбурга уже пришла заявка на посещение института с целью ознакомления с новым оборудованием.
В ноябре ИБФРМ РАН при поддержке Российской академии наук и Министерства образования и науки РФ будет проводить 2-е Рабочее совещание по проблемам и перспективам интеграции академической науки и вузовского образования, – говорит Николай Остудин, – так вот я считаю, что данный проект – это как раз и есть та самая интеграция, и выраженная вполне предметно.