С 2009 года в отрасли должны появиться саморегулируемые организации (СРО), которые будут определять, кого из коллег допускать на рынок, а кого, наоборот, дисквалифицировать. Саратовские эксперты не уверены, что данные институты возникнут раньше 2011 года. По их мнению, в законопроекте, утвержденном Госдумой в трех чтениях, слишком много противоречий. Они не позволяют вывести отрасль из-под контроля государства.
Документ об отмене лицензирования в строительстве обсуждается на протяжении последних трех лет. СРО должны будут допускать компании к проектным, изыскательским, строительным и ремонтным работам. По задумке авторов проекта, профессиональные организации, которые придут на смену лицензионным центрам, в первую очередь станут нести финансовую ответственность перед заказчиками. Поэтому в каждой СРО будет предусмотрен так называемый компенсационный фонд на случай, если кто-либо из ее членов допустит нарушения в процессе строительства. По словам директора Приволжского окружного филиала ФЛЦ при Госстрое России Владимира Константинова, фонд сформируют из ежегодных выплат. Членам строительных СРО это обойдется минимум в миллион рублей, проектных – в 500 тыс. Если учесть, что общее количество организаций в профессиональном институте должно быть не менее 50 в сфере инженерного изыскания и проектирования и 100 в строительстве, сумма получается весьма приличная: 50 и 100 млн. рублей соответственно. Помимо этого, любая компания, намеревающаяся продолжить работу в отрасли, обязана платить членские и вступительные взносы. Их размер пока неизвестен. В НП «Союз строителей», которое возглавляет Владимир Константинов, вступительные взносы равны 10 тыс. рублей и каждый месяц предприятия отчисляют еще по 2 тыс. Пока сложно сказать, сохранятся ли подобные расценки для СРО.
– Размер членских взносов будет зависеть от количества и функций штатных сотрудников профессиональной организации. Смета расходов может быть утверждена только на общем собрании СРО, – пояснил Константинов. Помимо того, что саморегулируемые организации должны обеспечить все виды ответственности перед заказчиками, институт призван осуществить ревизию присутствующих на рынке строительных компаний. То есть реализовать план по естественному отбору, в процессе которого отсеются сомнительные предприятия.
Дело в том, что для СРО риск принятия в свои ряды малоизвестной и материально несостоятельной компании будет слишком велик. Если одна из фирм не выполнит собственные обязательства, за ее непрофессионализм станут расплачиваться все члены саморегулируемой организации. Поэтому в новый союз, видимо, будут принимать только проверенных и авторитетных игроков. Это, в свою очередь, должно привести к исчезновению с рынка малых предприятий, по словам Константинова, сегодня на очень высоком уровне производящих строительные работы и «дышащих в спину крупным компаниям».
Для небольших фирм, которые не смогут себе позволить ежегодные отчисления, остается, наверное, только присоединиться к более крупному партнеру или согласиться выполнять для него подрядные работы.
Как предположил Константинов, в Саратовской области, скорее всего, будут созданы две строительных СРО. Одна – на базе НП «Союз строителей», другая – ассоциации «Союза застройщиков», председателем которой является Яков Стрельцын.
Впрочем, сейчас в законопроекте о СРО слишком много противоречий, не позволяющих зарегистрировать профессиональные институты. Например, отсутствуют стандарты деятельности саморегулируемых организаций, соответствующие техническому регламенту. Последний, как оказалось, еще даже не вносили в Госдуму. Таких пробелов в законопроекте, по словам Владимира Константинова, слишком много:
– Как мне кажется, в документе крайне необходимо прописать конкретный перечень видов работ предприятий, которые войдут в СРО. Я не считаю необходимым вступление в СРО компаний, занимающихся ландшафтными видами деятельности, так как они не могут причинить физический урон кому-либо. Кроме того, в законопроекте необходимо учесть, что на рынке много компаний, которые занимаются одновременно строительной и проектной деятельностью. По закону им необходимо состоять сразу в двух СРО и выплачивать ежегодно минимум 1,5 млн. рублей. Это все-таки несколько накладно.
Для того чтобы устранить подобные пробелы и прописать реальные рычаги и правовые полномочия СРО, по словам Константинова, документ необходимо существенно доработать.
Генеральный директор ЗАО «Облжилстрой» Леонид Писной отметил, что государство хочет уйти от ответственности:
– Хорошо известно, что формула «спасение утопающих в руках самих утопающих» не всегда работает.
Для того чтобы представители строительного бизнеса сразу же не пошли «ко дну», процессы лицензирования и саморегулирования на начальном этапе, скорее всего, будут существовать параллельно. Это, по оценкам специалистов, позволит выявить и впоследствии исправить недостатки в работе СРО.