Рынок телекоммуникаций считается сейчас одним из наиболее динамично развивающихся. Тем не менее данный сегмент саратовской экономики пока до конца не сформирован. Это и не удивительно. В областном центре сегодня всего 10 предприятий, предлагающих услуги по подключению к интернету.
Самой крупной акулой этого бизнеса в Саратове эксперты считают компанию «ВолгаТелеком», которая уже не первый год числится практически монополистом интернет-рынка в регионе. Капитализация предприятия составляет $1,8 млрд., а в развитие инфраструктуры уже вложено более 34 млрд. рублей. Вторым игроком местного телекоммуникационного рынка называют «Комстар-ОТС», которая с 2006 года представлена в Саратове группой компаний «Конверсия-связь» и «Оверта».
В последнее время о своих амбициях (вполне обоснованных, поскольку данные предприятия – лидеры интернет-рынка в ряде регионов РФ, в том числе и в Москве) заявляют «Стрим-ТВ», «МТТ», «Оранж», «Корбина Телеком». Особняком же в этом списке стоят компании, занимающиеся беспроводным высокоскоростным интернетом: «СкайЛинк» и с недавних пор – все крупные операторы сотовой связи – МТС, «БиЛайн», «МегаФон».
Виктор Акст, председатель гильдии предприятий, работающих в сфере информационных технологий, при областной ТПП, рассказывает:
– Большинство мобильных, беспроводных систем связи не всегда качественно работают. В работе любой радиоаппаратуры бывают сбои как в городе, так и за его чертой. Для сравнения, в Германии у фермеров количество мобильных телефонов и подключений к интернету в разы больше, чем у горожан. В Росиии интернет от сотовых операторов во многом еще экзотика. Компания «Мегафон», к примеру, работает в тестовом режиме с 2002 года, а для IT-технологии 6 лет – это очень много. К тому же остро стоит вопрос о безопасности – беспроводную сеть взломать легче.
Действительно, в интернете сегодня можно купить персональную информацию самого разного назначения: компьютерные воры предлагают продукты в виде банковских счетов и PIN-кодов к ним, а также набирающие популярность пакеты медицинских данных. Последними мошенники могут воспользоваться, например, для махинаций со страховыми выплатами или покупки и продажи недешевых рецептурных лекарств.
Возможно поэтому в областном центре не настолько развита технология Wi-Fi в публичных местах, как в других городах. Сейчас в Саратове всего в двух кафе в центре – Legio и Opium – посетители могут получить доступ к Wi-Fi.
Самой востребованной телекоммуникационной услугой по-прежнему остается фиксированная связь, обладающая рядом неоспоримых преимуществ – качество, надежность, зона охвата и безопасность. Причем жителям села «обычный телефон» обходится дешевле, чем горожанам. Кроме того, такая связь значительно выгоднее мобильной.
Молодое поколение, безусловно, сейчас ориентировано на потребление интернет-услуг. Причем избалованным любителям Всемирной паутины уже не хватает обычного Dial-up интернета (низкоскоростного, по телефонной линии) и хочется подключиться к операторам, предоставляющим большую скорость по меньшей цене. Особое предпочтение широкополосному доступу в Сеть (ШПД) отдают корпоративные клиенты и коммерческие структуры.
Размер тарифов на интернет определяется несколькими факторами. В первую очередь, это уровень конкуренции на рынке широкополосного доступа. Поскольку АDSL-технологии тесно связаны с телефонными сетями (как правило, они принадлежат одной, реже – двум компаниям), конкуренция в большинстве случаев наблюдается между компаниями, предоставляющими доступ по выделенной линии, и ADSL-оператором или единственным крупным провайдером и несколькими мелкими.
Развитие каналов связи, появление новых сервисов влияет на ценовую политику провайдеров, и в дальнейшем спад стоимости пользования интернетом продолжится, удешевлению Сети будет благоприятствовать демонополизация рынка, а также внедрение новых технологий. Несколько лет назад, когда провайдеры выставляли кругленькие счета за каждый скачанный мегабайт, простые смертные не могли даже мечтать о безлимитном интернете, к тому же на приличной скорости. Теперь же почти каждый пользователь выбирает «безлимтку», которая стоит от 500 до 1200 рублей в зависимости от скорости подключения к ADSL-интернету.
По официальной статистике, количество широкополосных подсоединений в прошлом году выросло на 50%. С учетом того, что в России общее число персональных компьютеров увеличилось за год более чем на 8 млн., а число пользователей Сети, выбирающих технологию ШПД, составило около 5 млн., мы еще находимся только в начале эры повсеместного применения широкополосной передачи данных. Уровень проникновения ШПД в Поволжье оценивается пока только в 8%, поэтому игрокам на этом рынке есть над чем работать. Но, к сожалению, у нас пока недостаточно сформированная инфраструктура, которая не обеспечивает пропуск большого интернет-трафика и тормозит развитие ШПД на местах, не позволяя провайдерам обеспечивать высокие скорости передачи данных и снижать расценки на услугу.
Отсталость саратовского рынка эксперты связывают с нехваткой денег у отраслевых компаний, что влечет за собой неразвитость мощностей. В столице в данном бизнесе присутствует много игроков, и это создает все условия для здоровой конкуренции. У нас каждая группа операторов, будь то сотовая связь, провайдеры ADSL, кабельное телевидение или компании, предоставляющие беспроводной интернет, играет по своим правилам.