Поиск:


Страховать нельзя лицензировать
На минувшей неделе в Торгово-промышленной палате Саратовской области прошел круглый стол «Страхование вместо лицензирования: угрозы и возможности». Участники организованной Центром общественных связей «Саратов» встречи обсудили как уже имеющийся в данной сфере опыт, так и будущие изменения.
В последнее время в России наметилась тенденция использовать вместо лицензирования страхование профессиональной ответственности. Подобная процедура подразумевает, что страховщик, данным видом услуг которого воспользовалась организация, компенсирует убытки тем, кому она их причинит в процессе своей работы.
Считается, что страхование профессиональной ответственности защищает и потребителя, и производителя. Если первому (или иному лицу) нанесен ущерб, страховщики его возмещают, а для второго, виновника, в данном случае убытки минимизируются. В то же время эксперты страховой компании перед заключением договора тщательно проверяют каждую организацию, которая страхует свою профессиональную ответственность, так как не заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями, нарушающими в работе существующие нормы и стандарты отрасли. Ведь в этом случае выплат будет слишком много.
Сегодня в России есть возможность застраховать свою ответственность в нескольких сферах деятельности. Одна из областей, где наиболее развит спрос на данные услуги, – туристический бизнес. К июню этого года отечественные туроператоры исполнили новое требование закона о туризме в РФ по формированию финансовых гарантий. Примерно 95–97% от зарегистрированных в официальном реестре предприятий отрасли предпочли банковским гарантиям приобретение полиса страхования ответственности.
По словам одного из участников круглого стола, директора компании «Лагуна-Тур» Дмитрия Анпилогова, первоначальные опасения по поводу того, что из-за этого повысится стоимость путевок, не подтвердились. Самым существенным следствием нововведения стало укрупнение российского туристического бизнеса в целом. Мелким или недобросовестным фирмам оказалось невыгодно страховать свою ответственность, и они были вынуждены уйти с рынка.
Вполне возможно, что в ближайшее время данный вид услуг начнет активно развиваться и в строительной индустрии. Депутаты Государственной Думы планируют обязать российских строителей страховать свою ответственность перед третьими лицами. Эта мера способна помочь найти выход из тупиковой ситуации, возникшей ввиду законодательного решения об отмене лицензирования предприятий отрасли в России. Нелогичность такого постановления особенно заметна на фоне участившихся происшествий, связанных с грубыми просчетами строителей и проектировщиков. Поэтому представители Росстроя, депутаты и страховщики обсуждают возможность создания альтернативной системы контроля за качеством строительных работ.
В ходе круглого стола директор ООО «Ависта-Центр-Строй» Рушан Абубикеров привел пример, когда страхование профессиональной ответственности помогло его организации избежать выведения из оборота немалых денежных средств. Кроме того, предприниматель отметил, что, по сути, институт лицензирования ничего не гарантирует лицу, пострадавшему в результате некачественной работы строителей.
Схожей позиции придерживается и начальник управления строительства и архитектуры министерства строительства и ЖКХ, главный архитектор Саратовской области Марина Лобанова. По ее мнению, введение страхования профессиональной ответственности в данной отрасли будет выгодно, прежде всего, самим гражданам. Об этом свидетельствуют промежуточные результаты реализации аналогичного пилотного проекта в Санкт-Петербурге. Возможные же недоработки и изъяны в самой процедуре можно устранить уже в ходе применения новшества на практике.
Не исключено, что в будущем страхование профессиональной ответственности придет также в область грузовых и пассажирских перевозок. Председатель Совета гильдии пассажирских автоперевозок при ТПП области Андрей Данилов предложил подумать о целесообразности замены лицензирования страхованием водителей:
– Пассажирские перевозки являются в этом плане самыми безопасными. Чтобы осуществлять их, водители обязаны, с одной стороны, иметь государственную лицензию и оформить несколько страховок – ОСАГО, КАСКО, а с другой – страхование жизни пассажиров. Вместе с тем, скажем, такие виды транспорта, как такси и грузовые перевозки, могут не лицензироваться вообще…
Еще одна важная проблема, которая была затронута в ходе обсуждения за круглым столом, – страхование профессиональной ответственности медработников. Частые случаи врачебных ошибок заставляют задуматься, кто и в каком объеме должен компенсировать пациентам понесенный в результате этого ущерб. Сейчас закона, который обязывал бы медиков страховать свою профессиональную ответственность, нет. Однако ведущие лечебные учреждения делают это в добровольном порядке.
По мнению начальника отдела лицензирования и качества министерства здравоохранения Саратовской области Рафика Седыкова, необходимо связать воедино лицензирование и страхование профессиональной ответственности в медицине. При условии, правда, что процесс получения государственной лицензии будет значительно упрощен и станет менее формализованным.
Пожалуй, единственным участником обсуждения, высказавшимся против замены лицензирования страхованием профессиональной ответственности, оказалась член Общественной палаты области, председатель Саратовского регионального общественного учреждения по защите прав потребителей Надежда Сатарова:
– Полностью разделяю мнение министра регионального развития РФ Дмитрия Козака о том, что сегодня мы еще не готовы к повсеместному внедрению страхования профессиональной ответственности. Во-первых, до сих пор до конца не разработана необходимая нормативно-правовая база, не прописаны конкретные механизмы страхования. Во-вторых, после принятия закона о защите прав потребителей у граждан уже имеются действенные механизмы отстаивания своих прав: в случае их нарушения можно обратиться в суд. Наконец, в-третьих, лицензирование осуществляется государством, что само по себе является гарантией некоторой надежности. Контроль же со стороны страховых компаний пока не пользуется должным доверием людей.

Дмитрий ЛЕБЕДЕВ, директор филиала «Саратов – РОСНО» страховой компании РОСНО:
– Считаю, что внедрение страхования профессиональной ответственности – это во многом неизбежный процесс и магистральный путь развития экономики одновременно. Особенно в свете последних нашумевших событий вокруг банкротства такой крупной туристической компании, как «Детур»: не будь она застрахована у нас, не знаю, кто бы стал выплачивать порядка 20 млн. рублей гражданам, чей отдых оказался испорченным. Те страховые компании, которые не будут участвовать в таких программах, никогда не смогут занять лидирующие позиции на рынке.
Говорить о какой-то серьезной финансовой выгоде от введения страхования профессиональной ответственности я бы не стал. Поэтому заниматься этой деятельностью должны, в первую очередь, компании-лидеры, которые обладают серьезной системой перестрахования и собственными страховыми резервами в размере от 5 до 10 млн. рублей. Реализация данного продукта позволит страховщикам увеличить свою клиентскую базу и расширить в будущем область сотрудничества с теми организациями, которые застраховали у них свою профессиональную ответственность. Очевидно, что все это – работа не на один день или год, а на десятилетия.
Александр КАЗАКОВ
2008-07-18


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007