Поиск:


Мы на даче шьем «Версаче»
Саратов не страдает от нехватки магазинов одежды. Напротив, их предостаточно. Но в последнее время все чаще можно слышать жалобы на качество продукции.
Многие магазины (например «Nike» и «Mango») не скрывают, что реализуемый ими товар сшит не в Италии или Франции и честно указывают на ярлыках: «Made in Gon-Cong» или «Made in China». Другое дело – такие бутики, как «MAX MARA», «MONTE N A P O L E O N E», «Т O M TAILOR» и прочие, которые позиционируют себя как продавцы брэндовой продукции, торгующие одеждой всемирно известных марок: MAX MARA, HUGO BOSS, CERRUTI, VERSACE. Репутация этих брендов держится на том, что требования на предприятиях, где такая одежда изготавливается, крайне строгие, и методы ее пошива имеют свои особенности. Существуют, например, правила обработки деталей и внутренней части костюма: никаких торчащих ниток или неотрегулированной машинной строчки. И это минимальные условия, не говоря уже о том, как запаковываются швы у разных видов изделий – с подкладкой или без, мужские или женские...
Президент Гильдии художников-модельеров губернии при областной ТПП, генеральный директор фирмы «Хрустальная корона» Петр Антонов:
– Значительная часть швейной продукции в бутиках Саратова зачастую изготавливается в подвале на соседней улице.
Действительно, в городе есть возможность заказать товарные ярлыки с любой символикой. В интернете и вовсе встречаются объявления вроде: «Сошью на заказ одежду с этикетками известных фирм – качественно, недорого». Петр Антонов связывает это с тем, что индустрии моды в Саратове не существует. Как и в целом по России, законодателем направления в одежде является итальянская школа, поэтому потребители, у которых уровень дохода превышает средний, предпочитают одеваться за границей.
Модельер Михаил Чесноков:
– У меня уже сложился круг клиентов, с которыми работаю на протяжении нескольких лет. Всего в год где-то 30 клиентов, из них 20 – постоянные. Ведь пошив одежды – это не массовое явление. Я специализируюсь на вечерних и свадебных нарядах, но, бывает, заказывают и блузки, и пальто. В основном мои клиенты женщины, мужские заказы бывают крайне редко. Существует такая категория людей, которые просто любят сшитую именно для них одежду, пусть это будет обычная майка, но из такого трикотажа, который нравится покупателю. Конечно, в основном заказывают люди с достатком выше среднего, ведь услуги модельеров недешевы. Для пошива отводится две недели, но бывают экстренные случаи – шьем за три дня.
Также модельер отмечает, что в последнее время в бутиках стали появляться более качественные наряды. Правда, и в обычных магазинах они порой ничуть не хуже. Но проблемы есть. С одежды, которая закупается в известных домах моды, «сдирают» лекала, шьют по ним и пускают продукцию на поток. Получается такая же модель, как у известных брендов, но значительно дешевле. Недобросовестные предприниматели делают на этом деньги.
В какой-то степени объяснить ситуацию можно тем, что таможенные пошлины в России на ввоз из-за рубежа брендовой одежды и аксессуаров суммарно составляют более 40% от стоимости продукции. Эта проблема беспокоит всех крупных операторов. Затраты продавцов после уплаты всех налогов увеличиваются в несколько раз. Поднимать цены хозяева бутиков зачастую не имеют права по контрактным обязательствам с владельцами брендов.

Кто поможет российским модельерам?

До перестройки только в Саратове функционировало семь предприятий легкой промышленности: «Волжанка», «Швейная фабрика № 5» (где шили пальто на всю страну), «Вольская швейная фабрика», ЦМС «Евразия» (ранее «Красноармейская трикотажная фабрика им. К. Цеткин») и другие. Ртищевская фабрика по изготовлению мужских рубашек была одной из самых крупных в России. Но сейчас отечественная легкая промышленность находится в плачевном состоянии. Существовавшая система ателье также пришла в упадок, потому что рынок в 90-е насытили дешевой одеждой из Азии.
Петр Антонов:
– Когда все фабрики закрылись и завезли одежду из Китая, многие с удовольствием носили спортивные костюмы «Адидас». Я припоминаю случаи, когда даже из «Мерседеса» выходил человек в китайском «Адидасе».
Исторически сложилось, что легкая промышленность области преимущественно относится к сфере малого бизнеса. Такой фактор во многом и определил особенности развития отрасли в регионе. Она «сдавлена», с одной стороны, экономическими и налоговыми барьерами, с другой – низким спросом. Наличие квалифицированной рабочей силы и сравнительно небольшая оплата труда дают преимущества перед рядом западных стран. Но в то же время это не позволяет составить серьезную конкуренцию производителям Китая и Турции. Немаловажный фактор выживания швейных предприятий – продвижение своего бренда. Ведь этот бизнес, по сути, очень прибыльный. К примеру, за пошив вечернего платья саратовский модельер возьмет от 15 тыс. рублей. А качественная ткань, которая, по словам специалистов, закупается в Москве, стоит 200–300 долларов за метр. Антонов комментирует:
– В Саратове хороших ателье не хватает. Тех предприятий, которые действительно могут шить, а не просто прострочить брюки, всего около десяти. Да, в Саратове есть техникум легкой промышленности, в Энгельсе – профильный вуз. Но люди не хотят работать в этой сфере. Необходимо все время искать спонсоров, чтобы продвигаться. Поехать в Москву, представить свою новую линию одежду – нужны деньги, обучение за рубежом в хороших домах моды обойдется в 5 тыс. долларов в неделю. У нас нет центральной программы поддержки легкой промышленности, и в этом вся беда.

Единственное платье в мире

Другой сегмент рынка – свадебные наряды. Само торжество – по сути, театрализованное представление, где главная героиня, безусловно, невеста. Каждой хочется быть единственной и неповторимой. Но после посещения магазинов охватывает состояние ужаса: платья безвкусны, фасоны одинаковы. Причем практически каждый салон утверждает, что это коллекционные вещи, устанавливая цены аж до 60 тыс. рублей. Решением проблемы может стать пошив свадебного платья, оно станет эксклюзивным и будет сидеть точно по фигуре. Но немногие портные берутся за это, ведь направление узкоспециализированное и его необходимо изучать. На пошив одного платья уходит около трех недель. Остальное время занимает ручная вшивка. В итоге на создание свадебного туалета требуется около двух месяцев. Цена такого удовольствия варьируется от 20 до 60 тыс. рублей. Юлия Романова, владелица «R-студии», которая специализируется на изготовлении свадебных нарядов, рассказывает:
– Саратовский рынок в этом направлении абсолютно не развит, платьями торгуют как обычным товаром: купил и перепродал, ничего не зная о свадебной моде, тенденциях. Почему люди не занимаются этим профессионально, остается загадкой. Качественной ткани и фурнитуры в Саратове не достать, приходится закупать в Москве.
В городе многого не хватает для полноценного развития бизнеса модельеров. Ощущается дефицит не только качественных вечерних туалетов, но и остается практически не занятой нишей сектор детской одежды. Индустрия дизайна находится только на стадии становления. Решением проблем эксперты видят создание целевой программы поддержки легкой промышленности, совершенствование системы налогообложения, а также налаживание работы с посредниками и реализаторами.
Юлия Юдина
2008-07-14


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007