Поиск:


Виктор Федотов: «Только с 1944 года палаты стали возрождаться вновь»
В издательстве Саратовского государственного социально-экономического университета вышла новая книга Виктора Федотова и Владимира Динеса «Распятие советского Меркурия». Она рассказывает о репрессированных в 30-е годы прошлого века сотрудниках торгово-промышленных палат СССР и открывает множество неизвестных, интересных и трагических фактов.
О том, как создавалась книга, «НВ» рассказал Виктор Федотов – один из основателей ТПП Саратовской области, директор Международного института организационного менеджмента, кандидат исторических наук, автор многих исследований по истории и теории палат.
– Виктор Иванович, как возникла идея написания книги о тех трагических событиях?
– Отправной точкой стала публикация в газете «Северная правда» за 2003 год. Автор писал, что 20 октября 1937 года все руководство Всесоюзной торгово-промышленной палаты было арестовано. И я решил проверить, откуда взялось такое число и почему проводились эти репрессии. Первым делом обратился в архив РГАЭ, где нашел стенограмму заседания Совета Всесоюзной торгово-промышленной палаты от 27 ноября 1937 года. В ней говорилось, что из 60 членов палаты на Совет пришли только 5. Остальные были арестованы или расстреляны. Я решил найти сведения обо всех этих людях. Занимался исследовательской работой примерно пять лет. Фамилия за фамилией, судьба за судьбой. Результат перед вами – научное издание, книга «Распятие советского Меркурия».
– Какими архивами вы пользовались, сколько документов изучили и что удалось узнать?
– Я работал в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) и некоторых других. Изучил не одну тысячу документов. К сожалению, протоколы многих заседаний Палаты были утрачены, как и другие документы. Находил интересующую меня информацию по крохам. Складывал, анализировал, делал выводы. Я выяснил, что первые аресты членов Всесоюзной торгово-промышленной палаты начались уже в апреле 1937 года. В мае пошли сплошные аресты. К 27 ноября осталось, как я уже упоминал, всего 5 человек, которых уже в декабре-январе следующего года также расстреляли. Александра Янышева, избранная председателем Всесоюзной торгово-промышленной палаты, вскоре после назначения написала заявление об увольнении по состоянию здоровья. Возможно, этот шаг спас ей, герою гражданской войны, жизнь.
– Разыскали ли вы родственников репрессированных членов палат?
– Поиски не дали результатов. Дело в том, что многие дети, внуки репрессированных имеют уже другую фамилию. Добавлю, что мне предоставили возможность пользоваться архивом ФСБ, но только открытой информацией. Получить доступ к закрытой могут лишь родственники. И если бы мне была известна хоть одна фамилия, и я нашел этого человека, возможно, мои сведения пополнились бы. Хочу отметить, что мы начинаем создавать при Торгово-промышленной палате Российской Федерации музей «История Торгово-промышленных палат России» и обязательно объявим о его открытии. Пригласим родственников репрессированных членов ТПП. Вдруг кто откликнется?
– Виктор Иванович, в предисловии к «Распятию советского Меркурия» у вас встречаются некоторые лирические отступления: «свинцовые тучи… колкие ледяные снежинки…». И в изложение сухих фактов вплетается описание чувств той же Янышевой – страх, непонимание ситуации, сомнения. Почему вы использовали художественные приемы при написании научного труда?
– Я начинал писать книгу как историко-публицистический очерк. Но мой соавтор Владимир Динес переубедил меня. Это огромная, серьезная исследовательская работа, аналогов которой нет. И нужно, чтобы она воспринималась именно как достоверный научный труд. Но то, что было уже написано, все же оставили.
– Почему вы все-таки стали работать над этой темой?
– Эта тема мне близка. Дело в том, что у меня в семье произошла личная трагедия. Отца Ивана Павловича Федотова объявили врагом народа, и восемь лет он провел в лагерях. В 1956 году был реабилитирован, но сам факт репрессий сильно отразился на его здоровье. Он умер, когда ему было всего 53 года. Я хочу, чтобы люди помнили о тех, кто невинно пострадал от сталинского террора, чтобы поняли весь ужас прошедших событий, последствия которых до сих пор сказываются на нашем обществе. Думаю, тема до конца не раскрыта: нужно восстанавливать имена всех, кто пострадал от репрессий.
– Как отразились репрессии на развитии торговых палат?
– Надо было все начинать с белого листа. Все люди, весь накопленный ими опыт работы были уничтожены. Только с 1944 года палаты стали возрождаться вновь. И учились всему заново.
– Какие у вас планы на ближайшее будущее?
– Защитить докторскую диссертацию. В следующем году собираюсь продолжить работу над полной историей российских торгово-промышленных палат. Я «раскопал» ее досконально, от законов Колчака о ТПП 1919 года до наших дней. Такую работу никто пока не проводил. Хочу поделиться с коллегами и собственными методиками «Техники вовлечения в членство ТПП». Приглашают с лекциями по России и за рубеж. В общем, отдыхать особенно некогда. Планов много, хочется, чтобы все они реализовались.
Татьяна ОРЛОВА
2008-07-14


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007