Поиск:


Возьмем качеством
Этот вопрос особенно актуален сейчас, когда страна стоит на пороге вступления в ВТО. Природные ресурсы в России есть, новейшее оборудование западных стандартов оживающие заводы потихоньку закупают. А вот на фоне демографического спада все острее встает вопрос о «человеческом факторе». Если мы не можем взять количеством, как тот же Китай, придётся брать качеством, как, например, Япония. Однако качество трудовых ресурсов напрямую зависит от образования.

Смутные 90-е поставили под угрозу как раз качество образовательных услуг в России. Сейчас эффективность высшего образования оценивается специалистами в целом выше, чем среднего профессионального, а того, в свою очередь, выше, чем начального профессионального.

Рынок требует

Если раньше профучилища работали в жесткой связке с предприятиями при различных отраслях промышленности, то теперь эта система распалась. ПУ «напрягали» бюджет предприятий, и те вывели их за рамки своего уставного капитала. Профтехи обособились и отошли под ведомство министерства образования. Что в результате?

Сейчас профессиональные училища готовят кадры на базе давно существующих стандартов. 70% ПУ выпускают рабочих 3-го разряда, имеющих низкую стартовую конкурентоспособность. Работодате­лям, в свою очередь, требуются квалифицированные кадры 4–6-го разрядов, обладающие динамичностью и умением адаптироваться к новым условиям производства.

Кроме того, одной из серьезных проблем профтехов, как отмечают те же бизнесмены, является отсутствие грамотных преподавателей и негибкая программа подготовки специалистов, зачастую не отвечающая требованиям рынка.

Однако, по словам работников учреждений начального и среднего профессионального образования, довольно сложно выживать и готовить востребованные кадры, если бизнес не принимает участия ни в развитии материальной базы училищ, ни в предоставлении производства для прохождения практики.

Высший пилотаж

Как ни странно, но высшее профессиональное образование сталкивается все с теми же проблемами жесткой программы, не отвечающей требованиям рынка и отсутствием социального заказа на специалистов. Если раньше вузы жили по государственному плану, сверху спускались требования о том, сколько и каких специалистов они должны подготовить, то сейчас мониторингом рынка труда почти никто не занимается. В итоге происходит перенасыщение рынка отдельными специальностями, в то время как другие находятся в дефиците.

По словам проректора СГСЭУ Сергея Овчинникова, с учетом требований времени реформация высшей школы и адаптация ее к новым условиям возможны только лишь путём получения социального заказа со стороны работодателей по всему спектру специальностей, какие есть в вузе.

– Мы хотим, чтобы нам очень четко ставили задачу по тем направлениям, по которым мы готовим специалистов, – замечает проректор. – Какие критерии желательно отработать для подготовки специалистов нового поколения, которые придут через два, три, пять лет. Что необходимо потребителю наших услуг, чтобы специалист был востребован. Сейчас большинство вузов работает по тем программам, которые составлялись 10–15 лет назад.

Но и в то время их разрабатывали без учета требований производства, считает Сергей Овчинников. Недаром на производстве была очень популярна фраза – забудь, чему тебя учили в институте, мы тебя на заводе сами научим.

О взаимосвязи науки и производства говорит и проректор СГУ по связям с общественностью Дмитрий Чернышевский. По его словам, в нынешних экономических условиях требуется достичь синтеза между промышленностью, экономикой и наукой. В чем это может выражаться? Прежде всего, должна быть связь между университетскими лабораториями и крупными корпорациями, которые предпочитают использовать вузы, нежели самим создавать дорогостоящие лаборатории. Кроме того, это создание инновационных программ, внедрение новых технологий в экономике.

Дело в том, что современные, даже прикладные исследования, очень дороги. Редко какая корпорация может это себе позволить. Между тем государство по грантам выделяет деньги на развитие университетских лабораторий. То есть выходит симбиоз – бизнес платит науке за исследования и обретает конкретную экономическую выгоду. А наука, в свою очередь, получает толчок к развитию.
Второе направление в развитии профобразования, как считают не только ученые, но и предприниматели, – это выход «в поле» преподавателей. Многие бизнесмены отмечают, что невозможно научиться практике у теоретика. Как говорит Сергей Овчинников, мы должны наших преподавателей адаптировать к условиям современных потребностей производства и бизнеса. Для этого нужны стажировки.

Плюс как направление в реформировании высшей школы – разработка в дипломных и курсовых работах актуальных проблем.

Остается только один вопрос: насколько эти идеи будут востребованы государством?

Диалоги с властью

Государство, похоже, делает шаги навстречу образованию. Министерство образования Саратовской области, зная о проблемах учебных заведений, старается активно привлекать бизнес к социальному партнерству с образовательными учреждениями.

Оно предлагает создавать отраслевые группы учебных заведений. К примеру, для отрасли машиностроения основой выступает технический университет (с ним связано пять-шесть техникумов того же профиля и 10–12 профтехучилищ машиностроительного профиля). Они образуют юридическую форму – ассоциацию. К последней присоединяются предприятия, которые по договору предоставляют ей либо оборудование, либо свои площади и ресурсы для прохождения практики и – по окончании обучения – рабочие места и социальный пакет для выпускников. То есть образовательные учреждения готовят «спецов» для наших промышленников, а те, в свою очередь, помогают этим учреждениям с материально-технической базой. И волки сыты, и овцы целы.

Кроме того, по инициативе минобраза в регионе создан координационный совет по проблемам образования, куда вошли представители власти, бизнеса и образовательных структур. В этом комитете принимает активное участие Торгово-промышленная палата Саратовской области, что не удивительно. Ведь именно ТПП объединяет многие предприятия губернии, которые заинтересованы в качественной рабочей силе.

По словам первого вице-президента областной палаты Юлии Назаровой, толчком к развитию отношений между бизнесом и образованием может явиться центр по сертификации качества как самих образовательных программ и преподавателей, так и выпускников вузов.

Такой центр удобнее всего было бы создать на базе ТПП – организации, объединяющей предприятия и представляющей все бизнес-сообщество региона. Центр мог бы осуществлять постоянный мониторинг качества образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Представители вузов восприняли эту идею с энтузиазмом. По словам Сергея Овчинникова, в каждом вузе должна быть задействована система качества подготовки специалистов. Потому что проблема качества образования сегодня переросла в проблему безопасности и выживаемости высшей школы.

Плодотворное сотрудничество

Сотрудничество торгово-промышленной палаты области с саратовскими вузами проходит по многим направлениям. Это и научно-исследовательская работа, и обучение специалистов, и участие в образовательных программах. Это инновационная деятельность, методические разработки и издание книг, брошюр, пособий в помощь предпринимателям.

Практически все вузы Саратова направляют своих учащихся в палату для прохождения производственной практики и подготовки дипломных работ, так как сфера деятельности ТПП достаточно широка, чтобы дать студентам возможность на деле осваивать самые разные профессии и специальности.

В учебном центре палаты постоянно проводятся семинары, лекции, практические занятия для предпринимателей. С представителями бизнеса встречаются не только ведущие специалисты ТПП, но и преподаватели вузов.

Сергей Овчинников особо подчеркнул, что социально-экономический университет активно использует возможности областной торгово-промышленной палаты. Кафедра документационного обеспечения, управления и издательского менеджмента СГСЭУ не так давно открыла филиал в ТПП. И это не дань моде, как отмечает проректор «эконома», а знак того, что торгово-промышленная палата является своего рода министерством по работе с малым и средним бизнесом, куда люди тянутся и которым ТПП реально помогает.

Только при таком соединении науки и бизнеса можно выжить в наших условиях.

Комментарий
Лидия Златогорская
,председатель Саратовского регионального отделения Союза журналистов России:
– Растопить ледок недопонимания между бизнес-сообществом и средствами массовой информации – это была первая побудительная причина создать пресс-клуб при Торгово-промышленной палате Саратовской области совместно с региональным отделением Союза журналистов России. Мотивация журналистского сообщества сделать такой пресс-клуб деловой переговорной площадкой между бизнесом и обществом достаточно проста: наш медийный продукт должен быть более профессиональным, убедительным, вызвать доверие читателей, зрителей, слушателей. Открытое общение, обмен информацией (а часто это получение эксклюзивной информации из первых уст), позволят достичь такой цели.

Надо отдать должное президенту ТТП Саратовской области Максиму Фатееву: этот шаг к установлению диалога в какой-то мере был рискованным. Известно, с каким скепсисом относятся журналисты к попыткам откорректировать их сложившиеся представления и убеждения.

Но гражданская позиция, богатый опыт взаимодействия со всеми секторами общества Максима Альбертовича и его команды с первого заседания пробудили искренний интерес к подобной форме получения информации. Было это полтора года назад, и сейчас мы рады, что наш клуб существует не формально, а с большой пользой и для бизнеса, и для журналистов.

Главное, чего нет на заседаниях пресс-клуба, — это назидательности и нравоучений. Наоборот, у журналиста есть возможность включиться в разговор, высказать свою точку зрения, не опасаясь ее немедленного опровержения или «правильного» комментирования.

Открытая переговорная площадка пресс-клуба основывается на взаимном уважении к аргументации ее участников при высоком уровне экспертных заключений по тому или иному вопросу.

При отсутствии в нашей области целевой программы повышения квалификации журналистов деловой пресс-клуб значительно восполняет потребность в обучении.

Нам удалось не только активизировать внимание саратовских журналистов к темам бизнеса, но и достойно провести региональный этап Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России». В нем приняли участие более 30 средств массовой информации, в том числе и редакции районных и городских газет. В состав жюри входили представители и бизнеса, и СМИ, и органов власти.

Церемония награждения победителей прошла торжественно. Журналисты и редакции – победители конкурса – получили солидное денежное вознаграждение.

Хочу поздравить ТПП с замечательным юбилеем. Благодаря нашему сотрудничеству в отношениях бизнеса и СМИ появились полутона, мотивация больше знать друг о друге, находить новые темы и новых героев. Стало больше доверия – а это самый главный стимул для социальной журналистики и бизнеса.

Анна МУХИНА
2007-12-07


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007