Состоялось очередное заседание гильдии бухгалтеров и аудиторов при Торгово-промышленной палате Саратовской области
Не так давно в адрес ТПП Саратовской области поступило обращение от Министерства финансов России с просьбой дать разъяснения и представить предложения в отношении поправок к 25-й главе второй части Налогового кодекса. Нововведения существенно затрагивают многие позиции налогового учета и, в первую очередь, подразумевают изменение методики начисления амортизации объектов основных средств. Именно этот вопрос и обсуждали члены гильдии.
Сегодня предприятие вправе самостоятельно решать, какой метод начисления амортизации применять. Их четыре в бухгалтерском учете и два в налоговом. Однако чаще всего, чтобы сблизить эти два вида учета, используется один метод. При этом суммы в итоге выходят примерно одинаковые, а незначительные расхождения в цифрах, как правило, связаны лишь с формированием первоначальной стоимости объектов основных средств. Теперь же предприятиям планируют запретить применять в налоговом учете линейный метод начисления амортизации, кроме случаев, когда речь идет о зданиях и сооружениях.
Подобная инициатива у многих специалистов вызвала удивление. Ведь с вступлением в силу изменений амортизация в бухгалтерском учете будет резко отличаться от амортизации в налоговом. В свою очередь, это потребует от бухгалтеров больших дополнительных трудовых затрат, прежде всего из-за необходимости пересчета по приведенной Минфином специальной формуле остаточной стоимости каждого объекта в рамках бухучета. В связи с чем неминуемо появятся расхождения с остаточной стоимостью, рассчитанной уже в налоговом учете. Предприятия теперь должны будут начислять амортизацию не по каждому объекту в отдельности, а по их группам. В учете же бухгалтерском все останется по-прежнему. Со всеми этими нестыковками и расхождениями нужно что-то делать.
Увеличение трудоемкости будет вызвано и необходимостью замены компьютерных программ расчета амортизации. Причем чем больше само предприятие, тем сложнее ему приспособиться к новой методике. Потребуется либо готовить новые бухгалтерские кадры, либо переучивать уже имеющихся специалистов. Соответственно, возрастут затраты на посещение различного рода семинаров и получение консультаций.
Наконец, результатом внесения изменений может стать увеличение налоговых рисков. Ведь переходный период, необходимый для адаптации к новым правилам, по сути, вообще не предусмотрен. Изменения планируется ввести уже с января 2009 года. По прогнозам экспертов, процесс приспособления к новым требованиям займет не менее двух лет.
Людмила ГОРБАЧЕВА, председатель гильдии бухгалтеров и аудиторов при ТПП Саратовской области:
– Причина введения новых правил мне не совсем ясна. Очевидно, что это никак не связано с какими-то международными стандартами и требованиями. Основной мотив внесения изменений, возможно, желание следовать в ногу с техническим прогрессом. Правда, пока не очень понятно, почему только в налоговом учете: ведь в учете бухгалтерском амортизация сохранится прежняя.
В официальном письме Минфина в качестве основной причины разработки нововведений указано «совершенствование порядка осуществления амортизации». Если же говорить о более конкретных вещах, то, на мой взгляд, реформа вполне может быть вызвана стремлением уменьшить налог на прибыль. Однако это потенциальное уменьшение рискует быть перечеркнутым налоговыми рисками. Кроме того, изменения негативно скажутся и на начислении амортизации по лизинговым объектам. В настоящий момент здесь можно применять механизм ускоренной амортизации. Теперь же данный метод нельзя будет использовать при сублизинге и возвратном лизинге – только при первичном.
Я бы предложила оставить предприятиям право самим выбирать метод амортизации. Однако, по всей видимости, этого не будет, так как в представленном нам проекте изменений достаточно твердо сказано о необходимости применения нелинейной методики расчета амортизации объектов в налоговом учете.