Поиск:


Подводные камни игры на бирже
Торговля на эмоциях порой приводит к неутешительным результатам. Отдавшись на волю чувств, люди нередко не только не зарабатывают, но и теряют часть денег, а то и вовсе оказываются банкротами.

По словам специалистов, одни игроки опираются на фундаментальный или технический анализ, другие исследуют политические тенденции или стремятся получить доступ к закрытой информации, третьи просто рассчитывают на удачу и собственную интуицию. Но в любом случае в момент совершения сделки людьми владеют эмоции: от страха до куража, от сомнений до предвкушения баснословной прибыли. Заставить работать на себя средства и есть цель настоящего трейдера. Александр Кусмарцев, директор инвестиционной группы «Вельдега», комментирует: «При игре на бирже важны два основных момента: непосредственные знания и умение ими распоряжаться. У людей, играющих на бирже, со временем появляются такие чувства, как жадность, ожидание (когда игра базируется не на конкретном расчете), и страх, который возникает после того, как человек понес убытки. 95% биржевиков испытывают такой страх и, напротив, находятся в состоянии эйфории, когда получают прибыль».
Но почему-то в России понятию «психология инвестора» уделяется мало внимания. Некоторые специалисты считают, что виноваты в этом не столько годы социалистического развития, декларировавшие превосходство общественного над частным, сколько предрасположенность населения к общинному укладу жизни, который существовал в стране тысячелетиями.
Сам же смысл инвестирования подразумевает, что игрок чувствует себя защищенным и знает: как бы ни сложились обстоятельства, он подготовлен ко всему. Очень опасен в биржевой торговле «эффект толпы». Ведь большинство людей ощущают сильную потребность «делать как все». Но преуспевающий биржевик думает исключительно сам за себя: он должен быть готов самостоятельно анализировать рынок и выполнять свои игровые решения. С другой стороны, толпа сильнее одного среднего игрока и ей по силам создавать тенденции на рынке. А ведь на самом деле хорошее знание психологии – залог успеха на поприще биржевой торговли. Покупатели хотят заплатить как можно меньше, а продавцы – получить насколько возможно больше. Если представители обеих групп будут настаивать каждый на своем, сделка никогда не состоится. Торгуйся продавец и покупатель без свидетелей, их переговоры могли бы затянуться надолго. Однако на бирже оба торопятся, ведь вокруг масса колеблющихся наблюдателей, которые в любой момент могут стать конкурентами. Обилие колеблющихся побуждает продавцов и покупателей быть сговорчивее. Любая цена – это сиюминутное соглашение о значимости рынка, достигнутое биржевой толпой и выраженное в факте совершения сделки, временная точка равновесия между игроками на повышение и понижение.
В целом же существует два типа биржевиков. Первый – «частники», второй – «профессионалы», работающие в крупных банках и компаниях, занимающиеся инвестированием средств. У таких служащих есть психологическое преимущество: они рискуют не своими деньгами. Большинство «частников» в силу своеобразного фондового азарта не в силах обуздать себя и отказаться от игры при ее неблагоприятном развитии. А банки и компании строго контролируют действия своих биржевиков (это предельные суммы риска на сделку и потери в месяц). Преуспевающие игроки из таких учреждений получают повышение по службе и премиальные. Но здесь возникает определенная психологическая проблема: и крупное вознаграждение может показаться грошовым тому, кто добывает миллионы для фирмы. Многие преуспевающие учрежденческие биржевики поговаривают о том, что собираются перейти в «частники». Но делают это лишь единицы. Распрощавшись с компанией и рискуя теперь собственными деньгами, такие люди попадают во власть эмоций: страха, жажды наживы, буйной радости, паники. Они редко преуспевают, играя на свои личные средства. Это еще одно доказательство того, что и залог успеха, и причина неудачи – в психологии. Действительно же хороший аналитик стоит над схваткой и лишен пристрастий к игре и на повышение, и на понижение.
Именно конкретная цена – своеобразная квинт­эссенция психологической борьбы между продавцом и покупателем (а вовсе не какие-то биржевые гуру) является главным лидером «биржевой толпы». Победители в этой своеобразной схватке воспринимают изменение цены в их пользу как награду, а проигравшие – в качестве наказания. Ведь на самом деле такая игра – это ни что иное, как попытка взаимного ограбления.
Кусмарцев рассказывает: «Научиться управлять своими эмоциями можно только с опытом, в теории можно знать о рынке все, но нести убытки. Новичкам необходимо четко следовать той стратегии, которую выбрали, и пробовать свои силы на реальном депозите, ставя небольшие суммы – 10–15 тыс. руб. На виртуальном рынке играть сложнее, все не так, как кажется. Я бы посоветовал записывать все совершенные сделки, чтобы потом их проанализировать, то есть прорабатывать своеобразный мини-финансовый план».
Многие считают: цель биржевого анализа – прогнозирование цен. Профессионалы же просто прорабатывают информацию и принимают решения, исходя из степени вероятности разных исходов. Для получения прибыли от инвестирования предугадывать будущее не требуется. Нужно просто собрать сведения о ситуации на рынке и выяснить, кто задает тон. Кроме того, следует рационально распределять биржевой капитал. По мнению экспертов, игрок, который выполняет эти правила, добьется большего, чем любой «предсказатель».
Но это удел профи. Для новичка же важно как можно скорее выучить все уроки, чтобы окрыленность от первой успешной сделки не лишила его самоконтроля и не заставила расстаться и с прибылью, и с основным капиталом.
Юлия Юдина
2008-07-07


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007