Поиск:


На «до» и «после»
В этот день прекратило существование РАО «ЕЭС России». После заключительного селекторного совещания Анатолий Чубайс лично спустил флаг компании. Вслед за этим около входа в головной офис были подняты флаги дочерних предприятий РАО «ЕЭС», с 1 июля взявших на себя управление отраслью. Подводя итоги деятельности РАО, необходимо отметить, что компании удалось привлечь в энергетику 945 млрд. рублей частных инвестиций.

Целью реформы было создание двух принципиально отличающихся друг от друга секторов: конкурентного и монопольного. Первый включает в себя большую часть генерирующих и сбытовых компаний РАО и отвечает за модернизацию энергетической системы России. Главная особенность этих предприятий – частная форма собственности. Задача сектора – привлечение инвестиций, модернизация энергетики и дальнейшее развитие отрасли. Работа по законам рынка должна привести к снижению цен на электричество и росту мощностей.
Второй сектор – это энергосети, которые являются естественной монополией и остаются подконтрольными государству.
В ходе реформы уже сформированы оптовый и розничный рынки электроэнергии. Его участники – компании-производители энергии (в Саратове это ГЭС, АЭС и все ТЭЦ) и ее крупные покупатели, получившие статус субъекта оптового рынка. С 1 января в области действует несколько оптовых покупателей: это Саратовэнерго, СПГЭС, Русэнергосбыт (осуществляет в губернии закупку электроэнергии для Приволжской и Юго-Восточной железной дороги), Транснефтьсервис, ЕЭСНК (для НПЗ).
Сейчас все произведенное электричество продается на оптовом рынке. Закупку у генерирующих компаний производит некоммерческое партнерство Администратор торговой системы (НП АТС). У нее и приобретают энергию сбытовые компании и гарантирующие поставщики. И те, и другие, в свою очередь, реализуют электричество в розницу. Сегодня только 25% энергии на розничном рынке продается по свободным ценам. Стоимость остальных 75% контролируется государством.
По словам председателя комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области Сергея Мордовина, существует несколько методов регулирования цен. Это метод экономически обоснованных затрат, метод индексации и метод доходности инвестированного капитала. Сейчас в основном используется первый. Но с недавнего времени в некоторых регионах страны (наша область пока в них не входит) в качестве пилотного проекта применяют метод доходности инвестированного капитала.
Предельные уровни регулируемых тарифов определяются Федеральной службой по тарифам (ФСТ) исходя из темпов роста, которые принимает правительство страны.
Тарифы формируются из стоимости электроэнергии на оптовом рынке, затрат на ее передачу по федеральной сети, а также сопутствующие услуги. Плюс к этому добавляются региональные факторы – тарифы на передачу всех сетевых организаций, сбытовые надбавки всех гарантирующих поставщиков и электросбытовых компаний, которые находятся в регионе. Доля их в общей цене на энергию составляет менее 30%.
На 2008 год максимальные тарифы на электричество установлены в пределах 148,06–154,92 копеек за киловатт. Но это без учета уровня напряжения и годового количества часов использования заявленной мощности. По факту стоимость электричества для крупных предприятий получается ниже, чем для мелких. Ведь чем выше напряжение, к которому подсоединяется потребитель, тем дешевле энергия, чем больше по времени он ее использует, тем меньше тариф. Объясняется это просто. Для того, чтобы трансформировать высокое напряжение в привычные нам 220 V, необходимы дополнительные затраты – а это расходы поставщиков. У крупных предприятий, как правило, есть собственные трансформаторные подстанции. По поводу числа часов использования мощности можно сказать следующее – турбину, как лампочку в комнате, на ночь выключить нельзя. Она работает в непрерывном режиме. То есть все затраты по выработке энергии в то время, как ее не используют, должны компенсироваться потребителями.
В итоге на выходе самым дорогим электричество становится именно для населения. Но эта категория потребителей сейчас находится под защитой государства.
Тут и возникает первый риск реформы, о котором сам Анатолий Чубайс говорит, как о недоработке. Риск этот – перекрестное субсидирование. Схема выглядит так: промышленность субсидирует электроэнергию для населения. Цена вопроса – 120 млрд. рублей в год.
В результате вся конструкция розничного рынка, где сегодня и сосредоточена «перекрестка», является неполноценной. Тарифы, искусственно заниженные для населения и завышенные для промышленности, привели к вынужденному созданию специального института – гарантирующего поставщика, который, в свою очередь, исключает свободную конкуренцию. А ведь именно на розничном рынке приобретают электроэнергию 99% потребителей. «Недореформирование» в этой сфере может привести к системным конфликтам между распределительными сетями и сбытовыми компаниями.
Выход из ситуации есть. Это выведение цен на электроэнергию из-под контроля государства. Сейчас такая программа уже существует. С 1 июля этого года 25% всего произведенного электричества продается по свободным ценам. К 2011 году по ним будет поставляться вся электроэнергия. Чтобы темпы либерализации не снижались, в реформу заложены серьезные механизмы защиты инвесторов от невыполнения обязательств государством. Первое – постановление правительства и закон об электроэнергетике, в котором сказано: с 1 января 2011 года запрещается установление государством тарифов на оптовом рынке. Второе – договор на мощность, который обязывает инвесторов строить. В нем есть набор форс-мажорных обстоятельств, одно из которых – пересмотр графиков либерализации государством. Правда, в этом случае выполнение инвестпрограмм становится для новых собственников генерирующих компаний абсолютно факультативным обязательством со всеми вытекающими последствиями.
Но в реформе есть и другие риски. РАО «ЕЭС» удалось реализовать основные активы частным инвесторам. Их можно разделить на три группы. Первая – две госмонополии: «Газпром» и РЖД. Вторая – крупные частные компании, такие, как «КЭС», «СУЭК», «Норильский никель», «ЕСН», «Лукойл». Третья – иностранцы, купившие отдельные генерирующие предприятия. Речь идет о Enel, E.ON, Fortum, RWE.
Экспертное сообщество беспокоит активность «Газпрома» по приобретению электроэнергетических активов. Высказываются опасения потенциальной возможности для компании манипулировать поставками газа, чтобы обеспечить привилегированное положение «своим» электростанциям. То же касается РЖД и крупных предприятий. Для преодоления этого риска правительству и Федеральной антимонопольной службе придется применить новые, уже законодательно закрепленные полномочия.
Кроме того, существует ценовой риск. За последние три года в мире стоимость вводимого мегаватта увеличилась почти в два раза. Правда, этот фактор не имеет отношения к самой реформе. Энергетике пришлось бы ощутить его в любом случае. Однако это потребует значительного увеличения объема средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов, а значит, и цены киловатт/часа для конечного потребителя.
На вопрос, что делать в этом случае, ответ дает сам рынок. У него есть фундаментальное свойство – он позволяет справедливо распределить дополнительные затраты между потребителем и поставщиком. Не менее важно, что благодаря реформе появилась и будет развиваться реальная конкуренция, которой в электроэнергетике никогда не было.
По реформе еще возникнет множество вопросов. Но, по словам Анатолия Чубайса, масштаб проекта таков, что судить об его итогах ответственно и всерьез можно будет не ранее чем через три года.

Александр НИКОНОВ, министр промышленности и энергетики Саратовской области:
– До недавнего времени РАО «ЕЭС» практически выполняло функ­цию управления электроэнергетикой, в том числе процессом ее реформирования. Сегодня происходят такие изменения, в результате которых повышается роль и ответственность государства в регулировании отрасли.
Спектр мнений относительно либерализации энергетического рынка достаточно широк. Безусловно, в этой ситуации серьезная ответственность ложится на федеральное министерство энергетики, в том числе функция координации новых проектов, через те организации, где государство сохранило контроль (Федеральная сетевая компания и холдинг МРСК).
В целом нам еще долго придется пожинать плоды реформы в виде адаптации деятельности организаций различных форм собственности, в том числе и бюджетных, к работе в новых условиях. В ближайшем будущем придется решать проблему перекрестного субсидирования. Уже сегодня мы наблюдаем такие процессы, когда вновь пришедшие на энергетические предприятия собственники пересматривают инвестиционные программы.
При этом ряд мероприятий по реформированию энергетики дал положительные результаты. Например, разделение энергетики по видам деятельности на генерирующие и сетевые мощности.
Анна Мухина
2008-07-07


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007