Поиск:


Цена молока
Недавно принятый федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и для потребителей, и для производителей оказался палкой о двух концах. С одной стороны, это стремление повысить качество продукции и довести до покупателя максимально полную информацию о ней. С другой – большие убытки производителей.

А сколько стоит?

Цена литра молока на сегодняшний день на 50% формируется из стоимости сырья. Остальные 50% составляют энерготарифы, расход горюче-смазочных материалов на развоз, зар­плата рабочих, затраты на упаковку, торговая наценка.
Сейчас в Саратовской области крестьянско-фермерские хозяйства продают молоко переработчикам по цене от 7 до 12 рублей за литр – в зависимости от качества продукта.
Однако серьезную конкуренцию всем российским производителям составляют белорусы. Литр продукта из белорусского сухого молока стоит 7 рублей. И это потому, что в дружественной республике сельское хозяйство государство субсидирует на 40%.
При этом надо отдать должное саратовским переработчикам. Несмотря на подобное положение, сейчас они покупают у местных производителей только натуральную продукцию. Причем и крестьяне, и молкомбинаты стараются идти навстречу друг другу. Фермеры иногда продают молоко с отрицательной рентабельностью, чтобы не пропал клиент. А переработчики стараются закупать все-таки местный натуральный продукт по существующим ценам, несмотря на более выгодные предложения белорусов.

Не сезон!

Не секрет, что производство молока имеет фактор сезонности. Зимой объемы продукции сокращаются, а цена соответственно возрастает. Это связано с тем, что отел у коров происходит приблизительно в один и тот же период – весной. То есть в холодное время года они не доятся. Именно тогда, чтобы удовлетворить потребности рынка и сохранить объемы производства, переработчики начинают добавлять в продукцию сухое молоко.
Технический регламент очень четко отделит натуральное молоко от приготовленного с помощью порошка. Производители согласны, что это верный шаг, и он поможет покупателю выбрать то, что ему надо. Ведь документ вводит строгий показатель присутствия сухого молока в готовом продукте. Но при этом, подчеркивают эксперты, закон не поддержан стандартом, методикой измерения и контроля, нет аппаратуры. В результате качество готового продукта и количество в нем сухого молока не подконтрольно инспекторам. В каждом регионе состав белка в продукте разный. И мало того, он меняется в год 3–4 раза. Чтобы определить этот важнейший показатель, надо потратить год на создание методики и столько же на наработку региональной статистики, закупку приборов.
В принципе, есть способ избежать использования сухого молока. Это введение современных агротехнологий в крестьянско-фермерских хозяйствах. Например, в Ленинградской области с их помощью удалось добиться смещения отела, что, в свою очередь, позволило увеличить объемы производства молока в зимний период. Однако внедрять такие технологии тоже достаточно затратно. Саратовские крестьяне вряд ли «потянут» это.

Во что одето молоко?

Между тем технический регламент принят и вступит в силу через полгода. За это время молочные комбинаты области должны напечатать на коробке более полную информацию о продукте. И если он готовился с использованием порошка или прошел дополнительную витаминизацию, на упаковку будет нанесена надпись «молочный напиток».
Между тем все местные переработчики заказывают полиграфическую продукцию за пределами региона. Причина проста – у нас ее просто не печатают.
География полиграфических заказов молочных предприятий широка. Большой популярностью у саратовцев сегодня пользуются московские типографии. Там делают такие упаковки, как ламбумиз, элопак и молопак. Но заказы поступают и в другие регионы России, и за рубеж. Например, ОАО «Саратовский молочный комбинат» для серии молока в кувшинах «Добрая буренка» заказывает в Швеции материал эколин. А столь разрекламированная торговая марка «Белая долина» «одевается» в молопак. Кроме того, используется и дешевая упаковочная пленка для доступной серии.
Большинство крупных молкомбинатов делают заказ полиграфической продукции, который покрывает потребность в ней на срок до полугода. То есть уже сейчас необходимо изменить макет, пресс-формы. А это, в один голос утверждают молочники, влетит в копеечку.

Ох уж эти сети!

Еще один фактор, влияющий на окончательную стоимость молока, – торговая наценка. Продукт в пленочной упаковке отгружается с заводов в среднем по цене 16 рублей за литр. Все остальное – магазинные надбавки.
Сейчас 70% рынка розничной торговли «держат» сетевики, так называемый ритейл. Крупные переработчики молока не могут не сотрудничать с ними, а мелких пускают далеко не в каждую сеть. При этом у молочников очень часто возникают претензии к ритейлерам. Нередко случается возврат продукции по вине сетевиков. К примеру, магазин ошибочно заказывает увеличенную партию (вместо 10 коробок молока – 110). То, что нерас­продано, уходит обратно на завод и там утилизируется. В результате, предприятие несет убытки. Иногда сетевики забывают выложить товар на полки.
– Однако все это – рабочие моменты, – считают некоторые производители, – ведь проблем нет там, где нет работы.

Альтернатива

При этом, по мнению генерального директора Саратовского молочного комбината Николая Арыкова, торговым сетям необходимо создать альтернативу. Здоровую конкуренцию ритейлу могут составить как фирменные точки, так и сельхозярмарки, организованные при поддержке правительства области. Например, та, что работает сейчас в пос. Юбилейный. И фирменные магазины, и участие в ярмарках приносит удовлетворение как переработчикам – сами себе хозяева, так и покупателям – продукция дешевле стоит. Однако при этом фирменную сеть решаются развивать далеко не все предприятия, предпочитая договариваться с ритейлерами.

Как сообщает официальный сайт правительства Саратовской области, по итогам работы отрасли животноводства за первые пять месяцев 2008 года прирост производства молока составил 7,8%.
Сегодня регион занимает 8-е место среди основных производителей продукта в России и 3-е среди регионов ПФО. Доля отрасли в общем объеме производства валовой продукции АПК области составляет 17%.
Уровень потребления молоко­продуктов населением постепенно растет.
Разведением молочного скота в области занимается более 110 тыс. хозяйств всех форм собственности, в том числе около 300 сельхозорганизаций. Удельный вес аграрных предприятий в производстве молока составляет 15%, на долю крестьянско-фермерских хозяйств приходится 85%.
За 5 месяцев текущего года хозяйствами всех категорий произведено 341,7 тыс. т молока, что составляет 107,8% к уровню прошлого года. Продуктивность коров увеличилась на 11,6% относительно 2007-го и достигла 1420 кг.

Николай АРЫКОВ, генеральный директор ОАО «Саратовский молочный комбинат»:
– Для того чтобы решить все те проблемы, которые вызваны принятием нового технического регламента, необходим диалог между производителями, переработчиками, сетевиками, властью и прессой. Результат такого диалога – всегда качественные, свежие молочные продукты на полках магазинов.
Вы знаете, что осенью прошлого года, когда по телевидению и в газетах широко обсуждался рост цен на продукты, прошло более 300 сюжетов негативного характера? Между прочим, за это время потребление молока по России сократилось на 7–10%, а кефира и других кисло-молочных продуктов – на 15%. Несмотря на стабилизацию цен и на некоторое их снижение, вызванное сезоном, показатели так и не восстановились.
Между тем, сейчас наш комбинат уменьшает цены на молоко. Однако внимания на это обращают мало.
А потом, пресса сможет поспособствовать развитию диалога между производителями, продавцами и властью.

Любовь ДУБРОВИНА, главный бухгалтер ЗАО «Молочный завод «Петровский»:
– Ущерб от принятия «молочного» технического регламента наше предприятие ощутит на себе в самое ближайшее время, когда нужно будет утверждать новые ТУ, ГОСТы и проходить сертификацию. Поэтому предсказать, сколько будет стоить продукция, трудно. Сейчас литр молока уходит с завода по 13–14 рублей.

Надежда АНТОНЕНКО, заведующая производством ООО «Калининский молочно-консервный комбинат»:
– Руководство нашего предприятия строит работу в духе нового времени. Судить о том, как отразится решение Государственной Думы на деятельности нашего комбината, пока трудно. У нас есть свои постоянные покупатели. Их устраивает и цена, и качество продукции.
Упаковку мы заказываем в компании «Молпак и К». Их же специалисты наверняка разработают и новую упаковку с учетом нашего бренда «Чудо-кринка». Но на это, конечно, понадобятся дополнительные средства.
Полина ПШЕНИЧНАЯ
2008-06-30


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007