Издавна на далекой окраине Саратова, по соседству с топкими болотами, где водились дикие утки, существовала просторная Митрофаньевская торговая площадь. По мере роста и развития города на ней возводились лавки, амбары, лабазы, дешевые трактиры. По Михайловской улице от базара выстроился «тележный ряд». Здесь торговали скотом, сеном, пролетками, санями, упряжью. В противоположной стороне продавали дрова. Маленькая улочка, заваленная штабелями бревен и досок, получила название Дровяной. Со временем ее переименовали в Грошовую, так как торговлю скотом, дровами и телегами перенесли на Московскую площадь, а Митрофаньевская стала местом розничной продажи и покупки продуктов и мелких кустарных изделий.
К началу XX века этот базар превзошел по обороту все остальные городские рынки. Но он был неблагоустроен, замусорен, занавожен, а с наступлением дождливой погоды буквально утопал в грязи. Жалкие лавчонки и полусгнившие торговые ряды под открытым небом с грудами отбросов и объедков вокруг не удовлетворяли городских потребностей, являлись источником зловония, рассадником желудочно-кишечных инфекций. Главная базарная площадь явно нуждалась в удобном просторном помещении, приспособленном для торговли продуктами.
В 1908 году городская управа приняла решение о строительстве на Митрофаньевской крытого рынка. В марте 1910-го был рассмотрен и одобрен проект инженера-архитектора Василия Люкшина, окончательно доработанный к концу 1913-го. Строительство началось 20 июня 1914 года.
Сооружение по проекту делилось на две самостоятельные изолированные части. Первая – наружные магазины по всему периметру здания, вторая – внутренний крытый двор, рынок с четырьмя широкими входами. Магазинная часть была решена в два этажа высотой по две сажени (сажень – 2 м 13 см). Подвал со стороны Митрофаньевской площади предназначался для хранения больших запасов продуктов, в том числе в холодильных помещениях. Во внешних магазинах торговали и съестным, и промышленными товарами – мануфактурными, галантерейными, посудой и т. п.
Вентиляция предусматривалась только вытяжная, так как приток воздуха от постоянно отворяемых дверей считался достаточным, а кроме того, особый механизм позволял открывать верхние окна. Освещался Крытый, главным образом, также через окна, расположенные выше второго этажа.
Здание в плане имело размеры 21 на 82 сажени. Оно значительно превосходило по площади все другие крытые рынки России. В художественном оформлении фасадов сооружения принимали участие учащиеся Боголюбовского рисовального училища.
Проектом предусматривалось, что наружные стены первого этажа и цоколь будут облицованы серым и красным финским гранитом. Прилавки предполагалось сделать из голубого уральского мрамора, а внутренние стены на высоту 1,33 сажени покрыть белой глазурованной плиткой. Но Первая мировая война внесла коррективы в ход строительства. Удлинились сроки, сорвались поставки некоторых материалов, в частности гранита из Финляндии. Голубой мрамор заменили светло-серым. Несмотря на военное время, строительство заняло немногим более двух лет. Практически все работы велись вручную. Из строительной техники были только две лебедки.
27 ноября 1916 года состоялось торжественное открытие Крытого рынка.
По проектам Василия Люкшина построено еще несколько саратовских зданий. В числе их:
– гинекологическая лечебница Медведевых (1908 г.) – ныне клиника профессиональных болезней института сельской гигиены на Волжской улице;
– частная больница Грасмик и Бухгольц (1913 г.) – сейчас детская больница на улице Коммунарной, 23;
– дом профессора Ивановского – в настоящее время жилой дом № 140 на ул. Мичурина.
Коснулась рука архитектора и саратовского Троицкого собора. Переделка его боковых входов в 1904 году осуществлена по плану Люкшина. Также инженер занимался обустройством саратовских улиц. Например, в 1911 году 3-километровый участок Астраханской покрыли брусчаткой из серого финского камня под руководством Люкшина. Вплоть до 1980 года большая часть покрытия была исправна и с успехом выносила транспортные нагрузки.
По материалам сайтов saratov.sgu.ru,
www.sarrest.ru,
www.sarbc.ru,
www.calend.ru
ДАТЫ И ЛЮДИ
20 июня
1803 год – в Санкт-Петербурге совершен первый в России полет на воздушном шаре.
21 июня
1923 год – из Саратова выехал 1-й показательный отряд с кинопередвижкой для обслуживания деревенских клубов и красноармейских частей.
1925 год – в Москве появились первые такси – автомобили «Рено».
22 июня
День памяти и скорби.
23 июня
1909 год – Николай II подписал закон «Об учреждении университета в городе Саратове».
1803 год – Робер Фултон продемонстрировал на Сене первое паровое судно.
1868 год – Кристофер Лэтем Шоулз запатентовал пишущую машинку. Она была размером с большой стол, печатала только крупными буквами, причем машинистка не видела результата своей работы, поскольку бумага находилась внутри устройства.
26 июня
1940 год – Указом Президиума Верховного Совета СССР в стране введены восьмичасовой рабочий день, семидневная рабочая неделя и уголовная ответственность за опоздание на работу более чем на 21 минуту.