Поиск:


Последователи МММ
Сегодня банковскими услугами пользуются порядка 60 млн. россиян. В стране 200 тыс. инвесторов фондового рынка и почти столько же клиентов паевых инвестиционных фондов (ПИФов) и общего фонда банковского управления (ОФБУ). Центробанк и финразведка добиваются прозрачности отношений банкиров с гражданами. Кредитные организации, в свою очередь, ужесточают требования к клиентам. В этой ситуации полулегальные кооперативы, не обременяющие заемщиков строгими правилами, получили возможность развернуть бурную деятельность.
П о закону привлекать средства населения вправе только банки, имеющие лицензию Центробанка и входящие в систему страхования вкладов, а также управляющие компании, работающие с инвестициями на фондовом рынке через ПИФы и ОФБУ. Все эти организации должны получить разрешение на свою деятельность в Федеральной службе по финансовым рынкам. Однако доступ к сбережениям граждан имеют и так называемые кредитные кооперативы, которые могут работать без лицензий. Точное количество подобных финансовых учреждений не называет никто, но, по некоторым оценкам, их в России могут быть десятки тысяч.

Как все начиналось

В 90-х годах от разнообразных «пирамид» пострадали около 100 тыс. саратовцев. Общая сумма ущерба неизвестна, однако некоторые вклады превышали миллион рублей (чтобы внести взнос, люди продавали квартиры). В регионе действовало множество мошеннических фирм. Государство признало ответственность перед клиентами 568 из них и выплачивает вкладчикам компенсации. В 2003 году около 5 тыс. саратовцев «погорели» на гладиолусах. ЧП Одинцов предлагал гражданам покупать цветочные луковицы, проращивать и сдавать обратно рассаду по более высокой цене. Через три месяца коммерсанты скрылись, оставив клиентов с тоннами никому не нужных растений. Ущерб достиг 3 млн. рублей.
Сейчас появились аферисты нового образца. Ведь в моде «самое надежное направление вложения средств» – недвижимость. Например, в кассу какого-нибудь инвестиционного фонда или ЖСК вносится половина суммы на будущее жилье. Как правило, клиентам демонстрируют уже вырытый котлован под фундамент. Но потом здесь возводят, к примеру, супермаркет, о фонде же, оказывается, в строительной организации никто и не слышал. Затем выясняется, что человек сам добровольно и абсолютно законно отдал деньги по предварительному договору, который юридически никого ни к чему не обязывает. Ведь по Гражданскому кодексу платить за жилье нужно лишь после подписания документа купли-продажи и его госрегистрации. Предварительное же соглашение – просто гарантия платежеспособности.
В январе возбуждено уголовное дело в отношении организации «Гарант-Кредит», предлагавшей вкладывать деньги в строительство отелей в Черногории под 30–50% годовых. В прокуратуру поступило около 30 заявлений. Но это не идет ни в какое сравнение с «Саратовмясомолпромом», от деятельности которого пострадало свыше тысячи человек. В данную организацию некоторые вкладывали по 3–4 млн. рублей.
Расследуют подобные дела довольно долго – несколько лет. Уголовный процесс по «Газнефтьэкспорту» приостановили, так как генеральный директор Денис Курюмов скрылся. Сотрудников, документов и какого-либо имущества не обнаружено. Сбежал и руководитель «Саратовгорпищеторга» Александр Мудров. Его коллегу Николая Ельшова приговорили к семи годам лишения свободы в колонии. Счета фирмы пусты, удалось только арестовать имущество стоимостью 3 млн. рублей (4% от ущерба).
Легенды «пирамидостроителей» становятся все более оригинальными. Порой единственная возможность отследить такую организацию на стадии становления – контроль за рекламой финансовых услуг для населения. Александр Тришев, и.о. начальника отдела облпрокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства, говорит:
– Полномочным органом в сфере рекламы является ФАС, именно антимонопольная служба имеет право привлекать к ответственности такие структуры. Если компании обещают огромные проценты, выплаты которых изначально невозможны, это и является нарушением в сфере рекламы. Если же вклады носят массовый характер, обязательства не выполняются и пострадавших очень много, то данный факт становится причиной для возбуждения уголовного дела. Так и случилось с «Саратовмясомолпромом» –возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий.
Тришев также отмечает, что если фирма гарантирует необоснованно высокие проценты, стоит задуматься. Добросовестные банки предлагают максимальную ставку по вкладам 12–15%. А если речь идет о 50 или 120% годовых, клиент вряд ли получит обещанную прибыль и даже, скорее всего, вообще не сможет вернуть свои деньги.

А судьи кто?

Потребительские общества (ПО) стали популярны после принятия в 2002 году федерального закона «О потребительской кооперации». Именно они зачастую становятся «финансовыми пирамидами», хотя, как отмечает Александр Тришев, в законодательстве отсутствует такое определение.
Эксперты обращают внимание и на такой парадокс: правоохранительные органы не имеют права по своей инициативе проверять подобные организации, для этого им необходимо заявление пострадавшего клиента. Но вкладчики, как правило, до поры до времени абсолютно довольны. Фантастическая обещанная прибыль – до 200% годовых – их вовсе не смущает. К тому же вполне возможны частичные выплаты, дабы у людей создалось впечатление, что они имеют дело с добросовестной организацией.
Сейчас законодательную инициативу проявила областная прокуратура. Как рассказал Тришев, предлагается внести поправки в тот самый ФЗ о потребкооперации, на который мошенники ссылаются в своих учредительных документах. В настоящее время областная прокуратура и ряд контролирующих структур разрабатывают законопроект об ограничениях. Планируется запретить потребительским обществам занимать деньги у граждан, не являющихся пайщиками. Не разрешат также указывать в рекламе гарантированный процент дохода. ПО должно будет ежегодно проводить общее собрание пайщиков и публиковать бухгалтерский отчет в СМИ и т.д.
Юлия Юдина
2008-06-20


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007