В Саратовской области зарегистрировано около 700 СМИ. Из них печатных – 500, в том числе 400 газет и более 80 журналов. И хотя далеко не все выходят регулярно, можно сказать, что губерния имеет приличный арсенал СМИ. Разберемся, кто есть кто на саратовском рынке полиграфических услуг.
П олиграфический комплекс области включает в себя 60 типографий всех форм собственности. Из них открытых акционерных обществ – 3, закрытых– 5, обществ с ограниченной ответственностью – 44, государственных – 1, государственных при высших учебных заведениях – 2, муниципальных – 5.
Александр Бабичев, вице-губернатор – первый заместитель председателя правительства области, курирующий сферу информации и взаимодействие с общественностью, отмечает, что саратовские газеты преимущественно печатаются в издательстве «Слово», издательском доме «Престиж», УПЦ «Полиграфист», «Новой типографии – Саратов», «РИК «Полиграфия Поволжья». Журнальная продукция – в полиграфическом центре «Ипполит», рекламном агентстве «Софит», «Полиграф-депо», «Полиграфисте».
Типографии оснащены современным печатным и фотонаборным оборудованием, компьютерной техникой. 43 предприятия имеют малоформатное полиграфическое оборудование для выпуска небольших тиражей рекламной и листовочной продукции. Но, к сожалению, в Саратове никогда не производилось ни полиграфическое оборудование, ни вспомогательные расходные материалы.
Анна Лазарева, коммерческий директор рекламного агентства «Рекламные решения», рассказывает:
– На данный момент Саратов действительно активно развивается в плане полиграфии. Каждый год крупные мировые компании выпускают все новые и новые машины, делают их более технологичными и удобными. За последние два года практически все компании не только обновили парк оборудования, но и закупили дополнительное. Кроме того, появились новые предприятия. Но сейчас можно говорить о том, что саратовский рынок в этой отрасли близок к перенасыщению.
Эксперты утверждают, что модернизация полиграфических комплексов в области началась чуть более 10 лет тому назад. Главным ее итогом стало появление в регионе полноцветных конкурентоспособных полиграфических баз, способных выпускать продукцию, отвечающую мировым стандартам. Лидируют здесь «Вита-Принт» и Саратовский полиграфический комбинат. Они работают не только на российском рынке, но и на зарубежном.
Что же влияет на выбор клиента: качество или цена?
– До сих пор основным при выборе поставщика полиграфических услуг является цена, – заявляет Анна Лазарева. – При этом заказчик зачастую получает некачественный продукт, но он доволен тем, что сэкономил. Минимизация затрат любыми средствами – вот девиз более 80% процентов саратовских клиентов. В связи с этим полиграфические предприятия в основном нацелены на поиск путей удешевления заказов, а не на развитие и расширение.
Ольга Чесакова, коммерческий директор журнала «Общественное мнение», не согласна, утверждая, что качество вполне достойное:
– В наш регион приходят фирмы, предлагающие полиграфические услуги, из других городов, например Пензы. Сейчас пензенские менеджеры активно работают с саратовцами. Но нас здесь устраивают сроки и качество, а также гибкая ценовая политика. Для изданий, особенно общественно-политических, важны многие нюансы. Поэтому компании стараются пойти на уступки клиенту, чтобы не потерять его.
Александр Бабичев подтверждает, что на саратовском полиграфическом рынке довольно высокая конкуренция. Только газетных типографий в Саратове – пять, предприятий по выпуску этикеточной и изобразительной продукции – девять, по изданию книжной – шесть и т.д.
Но все также сохраняется сезонность предложения. Летом цены резко падают, зимой возрастают. И всегда находятся те, кто демпингуют, многие производители напрямую связываются с клиентами рекламных агентств. Анна Лазарева рассказывает:
– Я работаю в этой сфере более восьми лет, и на моей памяти владельцы полиграфических предприятий не раз пытались договориться хотя бы о примерном поддержании уровня цен. Но это всегда заканчивалось тем, что кто-то из участников договора все-таки занижал стоимость своих услуг, чтобы получить дополнительного клиента. Единственные предприятия, которым неинтересна саратовская ценовая гонка, – это крупнейшее игроки, например, Саратовский полиграфкомбинат, «Вита-принт».
Ольга Чесакова считает, что здоровая конкуренция на рынке полиграфических услуг региона есть:
– Экономика развивается и саратовский рынок тоже старается соответствовать. Ведь если стоять на месте, останешься без клиента и ничего не заработаешь.
По оценкам экспертов, бизнес на рынке полиграфии в Саратове достаточно выгодный. Начиная с 1997 года, ни одно полиграфическое предприятие не обанкротилось и не закрылось. Большинство организаций наращивают объемы производства, расширяют ассортимент продукции и создают новые рабочие места, что для области имеет важное значение. Развитие этой сферы в губернии за последние пять лет связывают с поступлением частных инвестиций в основной капитал негосударственных типографий. За 2003–2007 годы в полиграфическую отрасль вложено 420 млн. рублей.