Поиск:


Не выходя из офиса, купи в Норильске никель
Вчера в ТПП Саратовской области прошел семинар «Электронно-цифровая подпись и ее использование». Напомним, в октябре в Национальном удостоверяющем центре (НУЦ) подписаны документы о наделении региональной палаты статусом удаленного центра регистрации сертификата ЭЦП. Зачем она нужна и как используется, рассказал предпринимателям и чиновникам области генеральный директор НУЦ Игорь Щербина.
В 2002 году в нашей стране принят закон об ЭЦП. Однако до сих пор такая подпись применяется недостаточно широко, хотя не только защищает электронные документы, но и ускоряет процесс их оборота.
Определение ЭЦП дано в федеральном законе «Об электронно-цифровой подписи». По словам Игоря Щербины, ЭЦП – аналог собственноручной подписи на бумажном документе, который имеет юридическую силу.
Отметим, что в странах Европы почти весь документооборот давно осуществляется в электронном виде.
Для того чтобы осуществлять юридически значимый электронный документооборот, необходимо получить сертификат ЭЦП. Он, в свою очередь, записывается на информационный носитель, например, «флэшку» или дискету. Кстати, дискеты директор НУЦ использовать не рекомендует. По его словам, ключ ЭЦП должен содержаться на более надежном носителе. Сейчас появились новые флэш-накопители, так называемые «токины», которые способны защитить электронную подпись от неправомерного использования при помощи пин-кода.
Сертификат ключа, подтверждающий, что ЭЦП принадлежит именно вам, выдается в специальных удостоверяющих центрах, имеющих все необходимые лицензии в Федеральной службе безопасности. То есть пользоваться цифровой подписью довольно просто – удостоверяющий центр ведет реестр сертификатов ЭЦП. Список всех действующих и отозванных сертификатов есть и в интернете на официальном сайте НП «НУЦ» www.nucrf.ru
ЭЦП можно использовать не только во внутренней работе компании. Она необходима при осуществлении коммерческих электронных торгов и торгов по закупке товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Многие регионы страны уже внедрили собственные электронные системы госзакупок и активно ими пользуются, значительно сокращая бюджетные затраты.
Национальный удостоверяющий центр заключил соглашение с Ассоциацией электронных торговых площадок. Ее деятельность направлена на повышение эффективности работы электронных систем, привлечение к электронным торгам максимального количества площадок, организаций, госструктур, а также формирование единого информационного пространства.
Кроме того, НУЦ не так давно был аккредитован в системе Федеральной налоговой службы. Поэтому теперь каждый налогоплательщик, получивший сертификат в одном из удаленных центров, может сдавать налоговую отчетность в электронном виде, что избавляет от стояния в очереди и значительно экономит время.
Несколько лет назад Торгово-промышленная палата страны и НУЦ заключили соглашение, согласно которому последний был определен удостоверяющим центром системы палат России. Это позволяет взаимодействовать обладателям ключей ЭЦП, находящимся в разных регионах. Кстати, ЭЦП предусматривает двух- и трехстороннее подписание, а также систему визирования. Но в нашей стране эта функция пока не пользуется популярностью.

Игорь ЩЕРБИНА, генеральный директор НП «Национальный удостоверяющий центр»:
– Несмотря на то, что закон «Об электронно-цифровой подписи» принят уже шесть лет назад, сама ЭЦП широкого распространения среди предпринимателей не получила. На мой взгляд, в этом отчасти виноват российский менталитет – мы трудно привыкаем ко всему новому. А отчасти и то, что законодательство в этой сфере не развивается. До сих пор нет ни четкого определения электронного документа, ни понятия электронного документооборота.
При этом использование цифровой подписи – требование времени. Почему Федеральная налоговая служба целенаправленно старается переводить всех на сдачу отчетности в электронном виде? Потому что раз в квартал они вывозят несколько «КАМазов» отчетных документов на бумаге, которые потом надо где-то хранить – нужны специальные помещения, служба безопасности. А в электронном виде все содержится в компьютере.
Кроме того, активно развивается электронная торговля. Человек, сидя в саратовском офисе, может купить, к примеру, никель в Норильске или лес в Хабаровске. И ему не надо при этом никуда ехать. С помощью ЭЦП он совершит юридически значимую сделку. Экономия средств и времени налицо.

Владимир ГИРКАЛО, заместитель управляющего ГУ Пенсионного Фонда России по Саратовской области:
– Хочу сказать, что мы активно используем электронно-цифровую подпись в работе фонда, как внутрикорпоративной, так и внешней. Применение ЭЦП намного облегчает труд бухгалтеров. А участникам электронного документооборота она позволяет значительно сэкономить время, поскольку уже не требуется стоять в очередях. Всю документацию можно отправлять по электронной почте, что мы и делаем.
Актуальность и необходимость использования ЭЦП трудно переоценить. Мне кажется, что за этим будущее.
Полина ПШЕНИЧНАЯ
2008-06-06


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007