Поиск:


Мимо кассы
Осенью прошлого года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, освобождающий организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД), от обязанности использовать контрольно-кассовые аппараты. Был сделан первый шаг к освобождению малого бизнеса от очередного административного барьера. Но вскоре за ним последовали новые препоны: саму необходимость подобного нововведения поставили под сомнение организации, производящие и обслуживающие кассовые аппараты.

Напомним, что действующий с 2003 года закон о применении таких устройств содержит исчерпывающий перечень случаев, когда можно продавать товары или оказывать услуги без кассового аппарата. Как выяснилось позднее, список нуждается в расширении. И в первую очередь – за счет малых предприятий, по которым введенная законом норма об обязательном использовании контрольно-кассовой техники ударила больнее всего. Инициатором нового законопроекта, предполагающего освобождение плательщиков единого налога на вмененный доход от необходимости применения подобных аппаратов, выступила Торгово-промышленная палата РФ. Именно в ее недрах еще в 2004 году разработана концепция документа, впоследствии неоднократно обсуждавшаяся в ходе различных круглых столов и конференций как на площадке ТПП, так и в других предпринимательских объединениях.
При этом в пользу нововведения чаще всего высказывались следующие аргументы. Во-первых, очевидно, что одной из главных целей обязательного применения кассовых аппаратов является установление размеров выручки предпринимателя в целях налогообложения. Однако, если налогоплательщик переведен на ЕНВД, его фактический доход при налогообложении уже не учитывается. Другими словами, налог на прибыль и НДС уплачивать не нужно. Соответственно, теряется и необходимость в использовании контрольно-кассовых аппаратов.

Во-вторых, как показала практика, наибольшие трудности при применении такой техники испытывают именно организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на ЕНВД. Это, в первую очередь, налогоплательщики, использующие объекты нестационарной торговой сети, оказывающие автотранспортные услуги и занимающиеся некоторыми другими видами деятельности. В Саратовской области сюда же можно отнести и предпринимателей, работающих в труднодоступных и удаленных районах. Так, в адрес региональной торгово-промышленной палаты регулярно поступают обращения бизнесменов с просьбой содействовать пересмотру списка населенных пунктов, где можно торговать без применения контрольно-кассовых аппаратов. Помимо того, что организации и предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД, несут затраты на покупку и обслуживание таких устройств, им вменена в обязанность регистрация используемых машин в налоговых органах и осуществление технического обслуживания аппаратов только в специализированных центрах. Ежегодно на все это уходит порядка 10 тыс. рублей. О какой рентабельности здесь можно говорить, если работать приходится в поселке с населением, скажем, 60 человек? Получаются сплошные неоправданные убытки.
Наконец, в-третьих, вопреки расхожему мнению, принятие обсуждаемой законодательной инициативы не повлечет негативных последствий в сфере защиты прав потребителей. Законопроектом предусматривается, что плательщики единого налога на вмененный доход освобождаются от применения контрольно-кассовой техники лишь при условии выдачи ими соответствующих документов, подтверждающих оплату гражданами приобретенных товаров и услуг. И именно здесь, по мнению противников документа, коренится главная опасность, подстерегающая при переходе к новой системе.
По словам и.о. заместителя директора Саратовского Центра технического обслуживания контрольно-кассовой техники «Фараон» Александра Полякова, документы, предлагаемые в качестве альтернативы кассовым чекам, по сути, не что иное, как бланки строгой отчетности. А значит, времени на их надлежащее оформление потребуется немало. В результате в торговых точках и в пунктах предоставления услуг вполне могут образоваться громадные очереди.
Впрочем, вряд ли они появятся в отдаленных поселениях с малым числом жителей. Что же касается городов, то здесь подобная проблема и вовсе не должна возникнуть. Не будет же предприниматель скупиться на приобретение и обслуживание кассового аппарата, рискуя лишиться клиента, который однажды потерял свое драгоценное время, простояв в очереди? Выходит, особых препятствий на пути нового закона просто не существует. А значит, остается только ждать его окончательного принятия.

Сергей ЛЕОНОВ, директор правового департамента Торгово-промышленной палаты Саратовской области:
– Обсуждаемый законопроект направлен на облегчение жизни малого бизнеса, развивающегося, в первую очередь, в деревнях и районных центрах, удаленных от больших городов. Финансовый оборот частных предпринимателей там и без того небольшой, поэтому дополнительные средства, которые приходится затрачивать на приобретение и обслуживание контрольно-кассового оборудования, изыскивать особенно сложно. Плюс ко всему, даже если подобный аппарат уже имеется, бизнесмен может попросту его лишиться в связи с тем, что данную модель, например, исключат из государственного реестра.
Словом, связанные со всем этим непроизводственные издержки объективно снижают эффективность и конкурентоспособность малых предприятий. В случае же принятия нового закона освобожденный от данного бремени предприниматель наверняка вложит средства в модернизацию оборудования и развитие своего бизнеса в целом. Хотелось бы, чтобы закон был принят как можно быстрее. Учитывая, что в последнее время о необходимости поддержки малого бизнеса все чаще говорят даже на уровне президента и Правительства, шансы на это, думаю, есть.
Александр КАЗАКОВ
2008-06-06


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007