Инновационная деятельность – одна из самых прибыльных в экономике. Стимулом для ее развития является конкуренция. В свою очередь, предпринимателю постоянно надо искать пути сокращения издержек и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому фирмы, первыми запустившие в производство эффективные новинки, получают огромное преимущество перед конкурентами
Ч то такое инновация и чем она отличается от творчества, науки и обычного изобретения? Если творчество – это генерация идей, то инновации – претворение их в жизнь, выявление практической ценности изобретения и преобразование его в успешно продаваемый продукт. Наверное, основная характеристика инноваций – превращение знаний в деньги.
Но если западные экономики уже давно идут по этому пути, то в нашей стране инновационных предприятий, которые живут именно за счет производимых ими новинок, не более 1% от всех. Саратов подтверждает общероссийскую статистику. Хотя, по мнению консультанта по инновациям областной Торгово-промышленной палаты Александра Влащевского, подобных предприятий в губернии даже меньше.
– Существует два пути появления новинки, – рассказывает Александр Влащевский. – Первый – когда сначала рождается изобретение, а предприниматель, поняв ценность нового продукта или услуги, выводит его на рынок. Второй – когда прежде идет тщательное изучение потребностей населения, а затем уже на основе анализа разрабатывается и внедряется что-то новое. В том и в другом случае главными в процессе являются запросы населения и человек, умеющий их предугадать. Как раз с такими кадрами в нашей области огромная проблема. Большинство изобретателей не умеют почувствовать рынок. Ведь сейчас разработками занимаются в основном люди старой формации или ученые, которым просто некогда думать о пользе и выгоде того или иного изобретения.
Отсутствие подготовленных кадров в сфере внедрения инноваций – не самая большая беда российских и региональных предпринимателей.
На сегодняшний день в нашей стране только 0,5% патентов выходит на рынок в виде новинок. В Европе и Америке данный показатель уже более 20 лет составляет 50–60%. А это почва для благоприятного развития инноваций. По мнению Александра Влащевского, в нашем отставании виновато российское законодательство, не перестроенное в соответствии с современными требованиями. Например, НИИ, вузам запрещено использовать свои патенты в качестве интеллектуального капитала при создании компаний. На Западе в свое время тоже стояла такая проблема. Но ее решили.
Поэтому за эти 20 лет многие западные компании, идущие по инновационному пути развития, давно выросли в транснациональные корпорации. Теперь российским и, в частности, саратовским производителям очень трудно осваивать международные рынки – ведь самые «вкусные» ниши давно заняты.
Для того чтобы раскрутить интересную разработку с нуля, требуется время (в среднем пять лет) и вложение огромных капиталов. У самого новатора ни опыта, ни средств на это, как правило, нет. Но такими проектами, если они действенны, обычно интересуются международные корпорации. Например, саратовские изобретатели продали разработку системы «инжекторного впрыска» крупной немецкой компании. Корпорации из «Силиконовой долины» давно интересуются нашими программистами (по крайней мере, три из этих компаний создали в Саратове свои технические офисы, где уже работают несколько сот специалистов, в том числе победители всемирных олимпиад по программированию). Но в таком случае прибыль от внедрения инноваций уходит за границу.
Отсутствие инвесторов – ещё одна дыра в инновационном бассейне.
Для этого бизнеса характерна высокая доходность, но при этом большие риски. Например, в секторе коммерческой недвижимости можно получить такую же прибыль, как и от инновационной деятельности, но риски там гораздо меньше. Получается, строить выгоднее.
В России вопрос перехода экономики на инновационные рельсы актуален как никогда. Не обошли его и в Саратовской области. Сейчас здесь действуют больше сотни предприятий по различным направлениям инновационной деятельности. Это не только популярное нынче программирование, но и производство медицинских препаратов, медтехники, полупроводниковых лазеров, лакокрасочных материалов с применением нанотехнологий и т.д. Для поддержания предпринимателей в области проводятся выставки и салоны, где они могут продемонстрировать заинтересованным лицам свою продукцию и идеи.
С прицелом на новаторов в регионе создан бизнес-инкубатор, также действует венчурный фонд. Последний – одна из мировых «фишек» в продвижении инновационной продукции. Венчурные фонды выступают инвесторами для разработчиков инновационной продукции, как правило, на стадии «start-up», этапе первых продаж.
На Западе специалисты подобных фондов фильтруют тысячи и тысячи идей и проектов, отметая огромную часть из них, выбирая только те, которые действительно могут стать успешными. В Саратовской области, к сожалению, сегодня практически нечего фильтровать – на сегодняшний день обработано только 70 проектов.
Константин ЯКУНИН, заместитель директора по развитию ООО «Нита»:
– Мы давно работаем не только в России, но и за рубежом. Серьёзную конкуренцию нам составляют производители из стран Европы. Там серьезное финансирование научных разработок и поэтому очень высок уровень инноваций. К примеру, всем известен препарат аспирин. А то, что его разработчиком является фармацевтическая компания «Bayer»? Понимаете, достаточно трудно подвинуть такого «монстра». Поэтому мы тщательно изучаем рынки, проводим маркетинговые исследования. Кроме того, на Западе хорошая защита местных товаропроизводителей с помощью сертификации по ISO и GMT. Чтобы выходить на их рынки, надо придерживаться правил игры.
Наша компания все исследования и разработки ведет за счет собственных ресурсов.
Юрий РАЙГОРОДСКИЙ, генеральный директор ООО «ТРИМА»:
– Основная проблема для нас – нехватка кадров. Мы занимаемся выпуском различной медтехники и нам нужны толковые инженеры. К сожалению, в вузах сейчас не учат современной электронике. Спрос на подобных специалистов постоянно растет. На мой взгляд, следует специально готовить инженеров по микропроцессорной электронике, так как мы очень отстали от Запада в этом отношении.
Что касается нашей работы, то никаких вложений в наши разработки со стороны никогда не было. Все 17 лет на рынке мы разрабатываем и выпускаем продукцию своими силами. Прежде чем начинать деятельность, мы изучили рынок, поняли, что именно будет пользоваться спросом, сделали упор на оригинальных методиках лечения наиболее распространенных заболеваний, включая детские. Хорошие результаты принесло сотрудничество с кафедрой пропедевтики детских болезней СГМУ в части создания новых приборов для реабилитации детей с сахарным диабетом.