Поиск:


Таможенное декларирование: пути совершенствования
В международной таможенной практике электронное декларирование товаров используется с начала 80-х годов прошлого века. Опыт зарубежных стран, прежде всего США и Японии, показывает, что оно существенно упрощает процесс контроля и оформления документов на таможне. Об электронном декларировании в России и, в частности, в нашей области «НВ» рассказала главный государственный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля Саратовской таможни Ольга Старкова.
– Суть данного вида декларирования заключается в обмене информацией в электронном виде между лицом-декларантом и таможенником с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая подтверждает, что передаваемые сведения имеют юридическую силу, – говорит она. – А основанием для применения ЭЦП в оформляемых документах служит закон Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи», принятый в 2002 году.
Шесть лет назад российские таможенники начали эксперимент по электронному декларированию товаров с использованием цифровой подписи. На Каширском посту Московской южной таможни с 25 ноября 2002 года до конца 2004-го было оформлено около 2 тыс. электронных грузовых деклараций (ЭГТД).
Первый такой документ в регионе деятельности Саратовской таможни, на Энгельсском посту, выпущен 22 марта минувшего года. С марта по декабрь 2007-го их здесь оформлено 202, с января по май этого года – 350.
По результатам эксперимента, а также на основании Таможенного кодекса, предусматривающего представление документов и сведений, необходимых для проведения операций в электронной форме, в 2004 году издан приказ Государственного таможенного комитета России «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
Как рассказала Ольга Старкова, основным преимуществом электронного декларирования, согласно Инструкции, является то, при нем не применяются требования нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы, определяющих места декларирования отдельных видов продукции. Исключение составляют товары, в отношении которых используются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования или квотирования (кроме подлежащих маркировке акцизными марками).
– Ещё одно преимущество электронного декларирования заключается в том, что оно позволяет значительно ускорить процедуру таможенного оформления товаров. В соответствии с пунктом 11 Инструкции о совершении таможенных операций проверка декларации должна быть завершена в течение трёх часов рабочего времени с момента её принятия. На практике в среднем время проверки и выпуска товаров составляет около 30–40 минут, – продолжает Ольга Старкова.
Таким образом, информационная система декларанта позволяет подготовить в электронном виде транспортные, коммерческие, финансовые и другие документы, необходимые для оформления. Кроме того, можно заполнить ЭГТД на основе сведений из них и заверить её цифровой подписью.
В свою очередь, в информационной системе таможни инспектор принимает комплект документов, присланных из подсистемы декларанта, проверяет, правильно ли оформлена ЭГТД, сверяет сведения.
В заключение Ольга Старкова отметила:
– Технология формирования и взаимодействия информационных систем таможни и декларанта включает приказ ГТК России от 2004 года. В соответствии с документом для организации декларирования товаров лица, претендующие на получение электронной подписи, самостоятельно комплектуют свою систему необходимыми аппаратными, системными, сетевыми и телекоммуникационными средствами, а также программным обеспечением и средствами защиты информации.
В настоящее время существует несколько вариантов организации электронного декларирования. Например, приобретение декларантом у разработчика аппаратно-программного комплекса. С помощью него и выделенного канала связи можно подключиться к подсистеме декларирования и с ней взаимодействовать. Декларант становится оператором информационных таможенных услуг и имеет возможность как декларировать, так и предоставлять услуги по доступу к системе другим участникам внешнеэкономической деятельности.
Другой вариант – декларант приобретает только клиентское рабочее место, которое по каналу связи взаимодействует с его информационной системой. В этом случае наряду с декларантом и таможней в процессе участвует ещё одно звено – оператор информационных таможенных услуг по электронному декларированию.
Ольга ПУШИНА
2008-05-30


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007