Поиск:


Флэшка с биркой
26 мая в областной торгово-промышленной палате прошел очередной семинар, посвященный охране интеллектуальной собственности.
Как ввести на предприятии режим коммерческой тайны, обеспечить правовую и техническую безопасность своих коммерческих секретов, рассказали доцент кафедры теории и практики судебной экспертизы Саратовского юридического института МВД России Алексей Яковлев и генеральный директор ООО «Национальный центр по борьбе
с преступлениями в сфере высоких технологий» Игорь Юрин.
Важность сохранения коммерческой тайны понимали ещё в императорской России. Указ от 1845 года гласит: «…кто из людей, принадлежащих к фабрике, заводу или мануфактуре, огласит какое-либо содержимое в тайне и вверенное ему в виде тайны средство, употребляемое при изготовлении или отделке произведений тех фабрик, заводов или мануфактур, когда не было на сие положительного согласия тех, коим сия тайна принадлежит по праву, и следственно к ущербу их, тот подвергается за сие: заключению в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев».
Октябрьская революция уничтожила само понятие коммерческой тайны. На смену ей пришли служебная, военная и государственная. Кстати, на этом Советский Союз потерял десятки миллиардов рублей. Незапатентованные новинки, попадая на Запад, становились объектом пристального изучения зарубежных предпринимателей, которые времени не теряли и с успехом пользовались чужими открытиями.
На проблему в России обратили внимание только в начале 90-х. Тогда появился закон «О предприятиях в СССР», в ст. 33 которого содержалось определение коммерческой тайны. Правда, нормативный акт имел существенный недостаток – ограниченную сферу действия. Оно распространялось только на предприятия, другие виды юридических лиц под него не подпадали.
Федеральный же закон «О коммерческой тайне» принят только в 2004 году. Его подробному рассмотрению и была посвящена первая часть семинара.
Например, режим коммерческой тайны считается введенным только тогда, когда выполнены все прописанные в законе условия. Ст. 10 названного ФЗ должна стать обязательным руководством к действию для любого руководителя, считает Алексей Яковлев.
Кроме того, в эпоху высоких технологий сведения, составляющие коммерческую тайну, как правило, находятся на компьютерных носителях информации, подчеркивает эксперт. Все это оборудование или обычные документы, в которых содержится особо важная для организации информация, необходимо маркировать. Даже если она записана на флэш-накопитель, который промаркировать трудно, следует повесить на него бирку с грифом «Коммерческая тайна». Ведь при разглашении, случайном или нарочном, таковая теряет свой статус по отношению ко всем, кто работает с этой информацией.
Человек, рассекретивший тайну, несет административную или уголовную ответственность. Если раньше ее меру произвольно определял владелец коммерчески важной информации, то сегодня критерии разграничения административной и уголовной ответственности установил законодатель.
К сожалению, посетовали эксперты, сейчас в России очень невелика судебная практика по подобным делам. Между тем проблем, связанных с нарушением коммерческой тайны, огромное количество. Это вызвано объективными причинами. Одна из них – как раз невнимательное отношение руководителя к законодательству. Не выполнен формально или фактически на предприятии хотя бы один обязательный пункт закона – отсутствует и режим коммерческой тайны. Следовательно, нет и состава преступления. Между тем бизнес несет убытки от использования конкурентами важной коммерческой информации, фактически составляющей коммерческую тайну.
Другая причина – боязнь самих потерпевших идти в правоохранительные органы: людей пугает угроза проверок оборудования и программного обеспечения фирмы. Однако безнаказанность развязывает любителям чужих коммерческих секретов руки, поэтому проводить хотя бы внутрикорпоративное расследование, выявлять и наказывать виновных следует всегда.
Вторая часть семинара была посвящена защите информации на электронных носителях. По словам Игоря Юрина, сейчас существует масса способов хищения важных сведений, если компьютер пользователя подключен к интернету. Большинство вредоносных программ создаются как раз с целью коммерческого шпионажа. В последнее время появился новый вид сетевых атак, когда пользователю засылается программа, которая шифрует файлы на компьютере. А это может быть вся бухгалтерская отчетность и рабочая документация. Одна успешная атака – и работа в офисе надолго парализована. Обычно после этого присылается сообщение с предложением обменять программу расшифровки на энную сумму денег. Зачастую руководители соглашаются на такой шаг – работать-то надо. Но дешифратор могут и не прислать.
– На вопрос, какой антивирус лучше использовать, я всегда отвечаю: отечественный, – говорит борец с преступлениями в сфере высоких технологий. – То есть в России надо применять антивирусные программы российского производства, в Германии – немецкого, в США – американского. Ведь та компьютерная «зараза», что плодится на территории страны, быстрее всего попадает в базы местных антивирусов.
Эксперт подчеркивает: необходимо следить за качеством выбираемых программ, а также регулярно проводить аудит программного обеспечения. Порой сотрудники по незнанию ставят на компьютеры вроде бы нужный софт, но он имеет недокументированные возможности, позволяющие получать доступ к компьютерам организации, либо просто контрафактен. Использование такого софта выходит организации боком.
Бывает, что когда сотрудник отлучился с рабочего места, «в гости» приходит случайный посетитель, оказавшийся конкурентом, использует ситуацию и копирует на флэшку информацию, хранящуюся на жестком диске компьютера или в сети организации.
Сейчас в мире активно вводится биометрическая защита доступа к офисной технике и информации на носителях. Некоторые фирмы Саратова уже используют оптические мыши со встроенным сканером отпечатков пальцев. Если такую мышь возьмет в руки посторонний, компьютер откажется ему подчиняться. Она стоит не так дорого – 3 тыс. рублей. В любом случае защитить информацию дешевле, чем устранить убытки, к которым приведет ее потеря.

Комменатрии

Андрей ВОЛОЧАЙ, системный администратор ООО «НПП Сфера»:
– Меня по роду профессии больше интересовала техническая сторона вопроса. В этом смысле я получил много интересной информации. Также мне кажется очень полезным знать все те подводные камни, которые таит в себе и законодательство, посвященное коммерческой тайне.
Хорошо, что семинар проходил в режиме диалога – можно было задавать любые интересующие вопросы.

Николай МОНАХОВ, системный администратор ЗАО «НИИКИТ-2»:
– Эта тема очень интересна, я думаю, для любого бизнеса. Причем одинаково ценны и технические, и правовые знания, полученные на семинаре. Особенно радует, что его проводят практикующие специалисты, которые сталкивались с реальными ситуациями и могут поделиться опытом.
Полина ПШЕНИЧНАЯ
2008-05-30


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007