18 декабря прошла последняя конференция «РАО «ЕЭС России» -- открытая компания». С 1 июля 2008 года предприятие прекращает свое существование, что означает завершение реформы электроэнергетики России, продолжавшейся последние семь лет.
Прощальная встреча руководства компании с журналистами прошла под лозунгом «передачи эстафеты». В своем докладе председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс подвел итоги проделанной работы и обрисовал картину ближайшего будущего.
Жизнь после РАО
Осенью 2007 года прозвучали два финальных аккорда реформы электроэнергетики. Во-первых, 26 октября общее собрание акционеров РАО «ЕЭС» 95% голосов одобрило реорганизацию компании. Между ее акционерами на пропорциональной основе произойдет распределение активов. Как пояснил Анатолий Чубайс, «акционер, имеющий одну миллионную долю активов РАО «ЕЭС», получит одну миллионную долю активов всех вновь созданных компаний. Акционер, владеющий 52% РАО «ЕЭС» – государство – получит 52%». На том же собрании была утверждена дата окончания реорганизации – 1 июля 2008 года.
Во-вторых, 4 ноября президент России подписал поправки в закон об электроэнергетике, принятые Государственной Думой. Они зафиксировали окончание переходного периода электроэнергетики и закрепили разделение конкурентного и монопольного секторов. В этом заключается вся суть реформы, и данный тезис Анатолий Чубайс не устает повторять на каждой пресс-конференции «пока незакрытой компании»:
-- В основном для того, чтобы еще раз убедиться: то, что было задумано семь лет назад, сегодня реализовано.
С 1 июля 2008 года энергетика России разделяется на две части: конкурентную и монопольную. В первую войдут генерирующие и сбытовые компании, во вторую – сети и диспетчирование.
-- Конкурентный сектор живет по рыночным законам, там должна преобладать частная собственность. А монопольный сектор не может быть конкурентным, именно поэтому там может быть государственная собственность и неизбежным будет государственное тарифообразование. Вот эта банальная мысль, которую сегодня уже понимают энергетики всего мира, еще семь лет назад воспринималась, как заявление о прилете марсиан, -- рассказал Анатолий Чубайс.
Разделяй и работай
Если в нашей стране с «прилетом марсиан» (говоря языком главы РАО) уже свыклись, то в Европе этот же вопрос находится на острие дискуссий. Unbundling, то есть «разделение» -- ключевое слово споров о судьбе электроэнергетики. «Анбандлинг» предполагает три стадии: разделение функциональное (на уровне менеджмента и потоков информации), юридическое (развод сетей и генерации по отдельным юридическим лицам) и по собственности, когда у юрлиц нет аффилированных собственников.
В Европе, по словам главы РАО ЕЭС, большинство государств находятся на стадии перехода от функционального разделения к юридическому. В России этот этап уже пройден два-три года назад. 1 июля следующего года РФ минует третью, последнюю ступень «анбандлинга» -- разделение по собственности. Европа к этому только готовится, причем идут жесткие споры: директивы Евросоюза требуют, одни страны резко протестуют, другие – категорически настаивают. В России необходимость разделения по собственности выведена за рамки дискуссий. По словам Анатолия Чубайса, это не «радикализм ради радикализма», а печально известная российская специфика: без раздела собственности не будет конкуренции. Глава РАО ЕЭС пояснил, почему выбрана самая жесткая модель реформы:
-- Сети и генерация – отдельные бизнесы. Мы будем категорически против приватизации сетей. Иначе частный бизнес, приобретя сети и генерацию в одном и том же регионе, восстановит вертикальную интеграцию, не допустит конкурентов, зажмет их, завысит цены и будет измываться над потребителем.
По логике реформы, владельцы генерирующих компаний, обладая равным доступом к распределительным сетям и услугам диспетчеров (о чем обязано позаботиться государство) и работая на свободном конкурентном рынке, будут заинтересованы в получении прибыли через снижение издержек и повышение объемов выработки, а не цены.
Эстафетная палочка
После завершения реформы командовать энергетикой будет рынок. За государством остается регулирование монопольного сектора и перестройка государственной системы управления. Это означает расширение функций федерального агентства Росэнерго, главой которого назначен Дмитрий Аханов, один из разработчиков реформы.
На долю свободного рынка достанется одна из важнейших функций – определение цены на электроэнергию. С 1 января 2011 года закон в России запрещает государственное тарифообразование на генерацию. Стоимость киловатта будет определяться соотношением спроса и предложения. Но важно оговориться – энергопотребление населения в эту схему не входит, для жителей тариф будет по-прежнему утверждаться государством. По мнению Анатолия Чубайса, это не повредит рынку в целом, поскольку составляет не более 10% от общего потребления электричества.
Опыт рыночного образования цены уже есть. В настоящее время объем либерализации оптового рынка составляет порядка 19%. К 100% планируется подойти к 1 января 2011 года.
Уже сегодня рынок, по словам главы РАО, доказал свою «абсолютную справедливость». Цена растет в часы пиковой нагрузки по утрам и вечерам и падает ночью. Теплая зима не позволила энергетикам заработать лишний рубль. Зато ежегодная ремонтная кампания, когда каждая отключенная линия электропередач создавала острый дефицит, привела к повышению спроса и, следовательно, цены на энергию с июля по сентябрь. Все логично, понятно и главное – предсказуемо. Конкурентный рынок объективен, и потому привлекателен для инвестора.
Инвестиции – конечная цель реформы.
-- Энергетика – это вам не изготовление пива. Здесь счет идет на триллионы, -- говорил Анатолий Чубайс. -- Ясно было: если мы всю структуру преобразуем так, что она будет готова притягивать эти триллионы, тогда энергетика спасена. Нет – значит, нет. Именно поэтому структурные преобразования были обязательными условиями для привлечения инвестиций.
Локомотив вместо тормоза
Сегодня условия для привлечения инвестиций в энергетику созданы. Формирование конкурентной среды позволило провести IPO генерирующих компаний (половина из них уже осуществила первичное размещение акций, остальные пройдут через эту процедуру к маю 2008 года). Таким образом, становится возможной реализация масштабной инвестиционной программы РАО «ЕЭС», которая предполагает многократное увеличение выработки электроэнергии. Если в 2006 году в строй было введено порядка 1200 МВт новых мощностей, то в 2010-м предстоит ввести 15900 МВт.
-- Когда мы про это сказали впервые, полтора года назад, 99% профессионалов, независящих от нас, заявили: «Это невозможно, и точка». Сегодня так считает уже не более 50% независимых экспертов. Тем не менее мы считаем, что поставленная задача абсолютно выполнима, -- уверил журналистов Анатолий Чубайс.
Стоимость инвестпрограммы РАО – 3,38 трлн. рублей. Это ненамного меньше размера Стабфонда. 1 трлн. должны принести частные инвестиции (сегодня эта задача уже наполовину решена). Другие источники финансирования – собственные средства компаний, госбюджет, кредиты и займы.
43% привлеченных денег планируется направить на теплогенерацию, на гидрогенерацию пойдет 10%. Магистральные и распределительные сети заберут по 22% и 24% соответственно. Остаток уйдет на развитие диспетчиризации.
Осуществление плана по привлечению инвестиций позволит предотвратить острейший дефицит электроэнергии, который ожидает страну в ближайшее время. Генерирующие мощности работают на пределе возможностей, и если реализация инвестпрограммы застопорится, недостаточность энергосистемы затормозит всю экономику России. Но если все пойдет «как надо», энергетика, напротив, станет мощнейшим локомотивом развития.
Импульс, который даст инвестпрограмма РАО смежным отраслям, исчисляется конкретными цифрами. Энергомашиностроение в период до 2010 года ждут заказы на 694 млрд. рублей (рост к уровню 2006 года – 7,1 раза); электротехническую промышленность – на 194 млрд. (3,4 раза). Многократный рост ожидает производство стройматериалов и проектно-исследовательский комплекс. Не удалось подсчитать в цифрах только влияние на науку и образование. Но совершенно ясно, что потребность в технических специальностях значительно возрастет. Как, вероятно, и зарплаты инженеров.
-- Все это вместе позволит нам с чистой совестью передать эстафету новым энергокомпаниям к 1 июля будущего года, -- такими словами Анатолий Чубайс завершил конференцию.