По данным Росстата, на 12 мая в Саратовской области зафиксирована одна из самых низких цен на хлеб по Приволжскому федеральному округу. Средняя стоимость килограмма ржаного хлеба составила чуть выше
18 рублей, а пшеничного из муки первого сорта – 22 рубля с копейками (13–14 рублей за буханку). Для сравнения, в Самаре эти показатели вплотную подобрались к 30 рублям за килограмм (17–18 рублей буханка). Однако, несмотря на относительно неплохую картину, обеспокоенность жителей дальнейшим удорожанием хлебобулочных изделий не проходит. Почему?
Во-первых, с 1 мая перестали действовать соглашения между правительством области и производителями о сдерживании цен на социально значимые продукты. Во-вторых, стоимость зерновых в этом году побила все исторические рекорды, более чем вдвое превысив прошлогодний уровень. Какие сюрпризы преподнесет нам 2008-й, пока неизвестно.
Сейчас себестоимость буханки на 50% складывается из цены муки, около 28% составляет расход на транспортные, коммунальные и налоговые платежи. От 16 до 22% – это заработная плата сотрудников, занятых на производстве хлеба.
Мукомолен в области достаточно много. Однако у большинства из них выработка в сутки составляет не более 50 т. К тому же качество мини-мельниц не всегда дотягивает до ГОСТа. Поэтому хлебозаводам удобнее сотрудничать с крупными производителями, объем переработки зерна у которых составляет более 200 т в сутки и качество продукта выше. По словам генерального директора ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов» Николая Безчесного, таких в области осталось три – по одному в нашем городе, Энгельсе и Балашове. Напомним, в январе перестал действовать завод «Саратов Мука». Теперь, чтобы полностью удовлетворить потребность региона в хлебе, мукомолам приходится работать с удвоенной силой.
Плюс ко всему в отрасли существуют проблемы, которые заметно отражаются на цене хлеба. Сейчас средняя стоимость одного килограмма зерна не самая высокая – 9–10 рублей. Но в цену на муку входит доставка сырья на комбинат, оплата всех энерготарифов и зарплата рабочих. Кроме вышеперечисленного, предприятию приходится перечислять ещё и НДС. Для тех, кто занят в сфере переработки, это непосильная ноша.
По словам заместителя министра сельского хозяйства области Ирины Крелиной, областной минсельхоз бьется над решением данной проблемы уже давно. С предложением о снижении налога на добавленную стоимость министерство обращалось и в Правительство РФ, и в Госдуму. Решением этого вопроса занимаются чиновники федерального уровня. На уровне области, к сожалению, с НДС ничего поделать нельзя.
В итоге рентабельность мукомольного производства не превышает 5%, а зачастую и того меньше. Для нормального же развития и усовершенствования предприятия этот показатель должен составлять не менее 15%.
Та же картина с рентабельностью и на хлебозаводах. У ведущих производителей она составляет 5%, а большинство пекарей работает «в ноль», без прибыли. Это связано с тем, что владельцы предприятий стараются учитывать низкую платежеспособность населения.
Естественно, в такой ситуации искусственное сдерживание цен на хлеб может привести к тому, что предприниматели из-за невыгодности просто свернут свое производство и на месте мельниц и хлебозаводов появятся новые торговые центры.
Чтобы этого не случилось, в минсельхозе стараются, насколько возможно, помочь производителям. В рамках областной целевой программы «Развитие АПК в Саратовской области на 2008–2012 годы» министерством предусмотрено погашение процентной ставки по займу при покупке комбинатом зерна или муки в кредит. Также в целях сдерживания цен на хлеб ведомство вышло в Думу с предложением о выделении крупным мукомольным предприятиям беспроцентного кредита на закупку продовольственного зерна и создание запаса до нового урожая. На эти цели было перечислено 105 млн. рублей.
Кроме того, программой предусмотрена помощь в техническом переоснащении производства.
Переработчики видят ещё один выход из критической ситуации, связанной с ростом цен на зерно. Для этого в области необходимо создать продовольственный фонд. По словам Ирины Крелиной, подобный фонд в губернии существовал более семи лет.
– Сейчас мы предлагаем восстановить его, – говорит замминистра. – Это позволит нормализовать ценовой климат в области естественным образом.
На данный момент отпускная цена буханки хлеба с хлебозавода составляет от 9,50 до 12,50 рублей. К этому добавляется торговая наценка магазина. Кстати, ритейлеры (владельцы торговых сетей) регулярно добавляют пекарям головной боли. Производители, чтобы реализовать свою продукцию в большинстве сетевых магазинов, региона, должны заплатить за ее «вход» в магазин, место на полке (цена варьируется в зависимости от расположения прилавка). Если же хлебозавод хочет провести дегустацию, сообщить покупателям о новинках, ему за это тоже приходится выкладывать некую сумму денег.
Конечно, ритейл пользуется огромной популярностью у горожан. Но условия выхода на этот рынок экономически нецелесообразны для саратовских производителей, не обладающих капиталами западных компаний. Во-первых, торговые сети для всех местных поставщиков прописывают в договорах доставку продукции за счет производителя собственным автотранспортом. То есть хлебокомбинату приходится включать доставку в себестоимость товара. Во-вторых, очень часто осуществляется возврат продукции не по вине поставщика. Случается, что в магазине «забыли» выложить товар на прилавок вовремя. При этом издержки за возврат опять же полностью ложатся на производителя.
Областной минсельхоз считает выходом из ситуации создание союза предприятий отрасли. В министерстве говорят: подобная организация наилучшим образом поможет участникам производства решать наболевшие проблемы. Уже сейчас для ее создания готовы все документы. В союз войдут многие предприятия и организации губернии, в том числе и гильдия мукомолов, пекарей и кондитеров при Торгово-промышленной палате области, образованная в апреле. Сейчас разрабатывается и утверждается план работы гильдии по решению острых вопросов.
Повышение цен на продовольствие – тенденция, охватившая в начале осени прошлого года весь мир. Из-за этого в 2008 году в крупнейших странах – производителях данной продукции (России, Индии, Китае, Египте, Вьетнаме) были введены ограничения на экспорт с целью замедления роста цен на собственных рынках. По некоторым государствам прокатилась волна бунтов, вызванных недовольством взрывным ростом цен на продовольствие.
При этом для стран с неустойчивой экономикой стоимость импортируемых продуктов увеличилась на 40%, что значительно меньше той ноши, которая ляжет на развитые государства.
Несколько ранее глава Всемирного банка Роберт Целик выразил озабоченность ситуацией. Он предложил развитым странам немедленно выделить 500 млн. долларов на Продовольственную программу ООН. Кроме того, глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан заявил, что если рост цен продолжится, голодать в бедных странах будут сотни тысяч человек.
По прогнозам аналитиков, в этом году в мире потратят на импорт продуктов питания более триллиона долларов, а стоимость продовольствия уже не уменьшится до уровня прошлых лет из-за увеличения затрат на производство.
В апреле 2008 года в России индекс потребительских цен составил 101,4%, за период с начала года – 106,3%. В минувшем году эти цифры были соответственно 100,6 и 104,0%.
В прошедшем месяце в России почти вдвое увеличились темпы прироста цен на подсолнечное масло (8,6% против 4,6% в марте). Мука за месяц подорожала на 7,7%, ржаной и ржано-пшеничный хлеб – на 6,8%, хлеб из пшеничной муки, вермишель, макаронные изделия из муки высшего сорта, манная крупа и пшено – на 5,5–6,6%.
В апреле сохранились высокие темпы роста цен на плодоовощную продукцию. Так, капуста стала дороже на 24,2%, морковь – на 13,3%, свёкла – на 12,2%. Вместе с тем чеснок и виноград подешевели на 1,4 и 5,8% соответственно.
Комментарии
Ирина ХВАТАЛИНА, коммерческий директор ОАО «Знак хлеба»:
– Главной проблемой на хлебном рынке России стал дисбаланс затрат на производство продукта и покупательской способностью населения. Расходы на сырье, транспорт, технику, зарплату персоналу и другие составляющие цены, как и затраты на реализацию продукта, должны быть учтены в конечной цене продукта. Производитель не может «забыть» в своем ценообразовании те или иные составляющие – иначе он разорит сам себя. С другой стороны, большая часть покупателей просто не в состоянии платить за продукт, поскольку не обладают достаточным доходом.
Естественно, социальная защита малоимущих слоев населения – задача государства, а не предприятий-производителей. Именно для этого оно собирает налоги. Выделение дотаций – прерогатива государства.
Цена на хлебобулочные изделия ОАО «Знак хлеба» не будет повышаться в ближайшем будущем, если не произойдет очередного увеличения стоимости сырья. На сегодняшний день рост цен от поставщиков остановился. Прогнозов на долгосрочную перспективу никто не дает, все будут ждать оценки объемов будущего урожая и мировых тенденций.
Николай БЕЗЧЕСНЫЙ, генеральный директор ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов»:
– Наш комбинат был перепрофилирован в 90-е годы. Раньше мы занимались производством муки для макаронных изделий, а теперь выпускаем хлебопекарную муку. Тут совсем другие требования к продукту. В данный момент предприятие занимается переоснащением производства для улучшения качественных показателей. Но очень трудно работать, когда постоянно сталкиваешься с проблемой роста энерготарифов. Мне кажется, сейчас цена на муку и хлеб в большей степени зависит именно от них.
Неплохим подспорьем, безусловно, является помощь правительства области. Сейчас мы работаем с ним в рамках региональной целевой программы по развитию АПК. Оно выплачивает нам процентную ставку по кредиту, который мы взяли в апреле на покупку зерна.
Николай КОЛЕСНИКОВ, председатель гильдии мукомолов, пекарей и кондитеров при Торгово-промышленной палате Саратовской области:
– Я не думаю, что в ближайшее время цена на хлеб повысится. Рост на сырье остановился. Скорее всего, до нового урожая цена будет держаться на прежнем уровне. Что нас ожидает в дальнейшем, зависит от того, насколько урожайным будет год.
А проблемы, возникающие в отрасли, но не зависящие от роста цен на сырье, мы будем решать с помощью торгово-промышленной палаты в рамках работы гильдии.