Поиск:


В малых фирмах теперь может работать до 100 человек
Пять лет назад в силу вступила статья Налогового кодекса об упрощенной системе налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей. Это стало частью программы по содействию развитию малого и среднего бизнеса в России. Сейчас разработаны более простые механизмы перехода на упрощенную систему налогообложения, либо, наоборот, отказа от нее. Преимущества и недостатки такой схемы обсудили на заседании гильдии бухгалтеров и аудиторов при Торгово-промышленной палате нашей области.

С докладом «Упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход» выступила доцент кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита Саратовского государственного социально-экономического университета, председатель гильдии Людмила Горбачева.
На мероприятии были обозначены критерии для перехода малых предприятий на упрощенную систему налогообложения. В первую очередь, для этого необходимо сообщить предполагаемый размер дохода за девять месяцев. Новый законопроект увеличил размер дохода малого предприятия, дающий ему право перейти на «упрощенку». Теперь эта сумма достигла 15 млн. рублей с учетом коэффициента дефлятора (на 2008 год он составил 1,34%). Также малому предприятию требуется указать стоимость основных средств, которая не должна превышать 100 млн. рублей, и численность сотрудников (не более 100 человек). Для перехода на упрощенный налоговый режим фирме нужно подать заявление в налоговую инспекцию с 1 октября по 30 ноября 2008 года.

Людмила Горбачева рассказала «НВ» о преимуществах «упрощенки»:
– Специальный режим избавил предприятия от таких налогов, как НДС (18% от реализации продукции), единого социального налога (26%) и некоторых других. Правда, индивидуальные предприниматели не избавлены от взносов на обязательное пенсионное страхование работников. Эта сумма составляет 14%. Надо отметить, что такие льготы дают действительно реальные возможности для развития малого бизнеса. Что же касается крупных предприятий, то они работают в соответствии с общеустановленной системой налогообложения. Здесь, конечно, возникает масса проблем, связанных не только с многочисленностью налогов, но и с постоянными изменениями как в налоговом законодательстве, так и в организации бухгалтерского учета. Это, естественно, осложняет работу бухгалтерских служб. Но надо отметить, что те специалисты, которые входят в состав гильдии при ТПП, справляются с такими трудностями.
Начиная с 2008 года каждое малое предприятие обязано предоставлять полный бухгалтерский отчет о своей деятельности. Раньше это носило исключительно добровольный характер.
При так называемой «упрощенке» существует ряд особенностей учета доходов. Согласно Налоговому кодексу, прибыль – выручка от реализации товаров, имущества, выполнения работ, оказания услуг, полученные авансы, а также внереализационные доходы. При этом к категории доходов не относятся членские, вступительные или паевые взносы и поступления от учредителей (если их доля в предприятии превышает 50%).

В Налоговом кодексе четко определена дата получения прибыли: день внесения денег в банк или кассу предприятия.
Для упрощенной системы налогообложения предусмотрены и свои особенности учета расходов. В этот разряд, в частности, попадает зарплата, затраты на приобретение (строительство или реконструкция) основных средств производства.
В нормативных актах содержится перечень видов предприятий, не имеющих права перейти на упрощенный режим налогообложения. Это, прежде всего, организации, работающие с акцизными товарами (бензин, табачные изделия и т.п.), фирмы с собственными филиалами, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, частные нотариусы, предприятия игрового бизнеса и т.д. (ст. 346.12 Налогового кодекса).
Несмотря на то что упрощенная система налогообложения способствовала развитию малого и среднего бизнеса, у ряда предпринимателей по-прежнему есть проблемы, мешающие открытию своего дела. По словам Людмилы Горбачевой, малый бизнес, как правило, работает на базе арендованных объектов, то есть у предприятий отсутствуют собственные помещения.
– Между тем налоговая инспекция требует, чтобы почтовый и фактический адреса совпадали. Для малых предприятий это сложноосуществимая задача. Думаю, что Правительству России специально для малых предприятий необходимо разработать систему рассрочки при покупке собственной недвижимости или офиса, – говорит Людмила Горбачева.

Тем не менее освобождение от многих обременительных налогов уже свидетельствует о лояльности власти по отношению к среднему бизнесу. Специалисты утверждают, что основным преимуществом «упрощенки» стала возможность прогнозирования и планирования налогового бремени самим налогоплательщиком за счет добровольного характера выбора упрощенного режима налогообложения.
Юрий КОНСТАНТИНОВ
2008-05-09


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007