Поиск:


Место для «железного коня»
За последние несколько лет в Саратове значительно увеличилось количество машин. Парковка автомобилей стала весьма актуальной проблемой. Несмотря на то что в городе сейчас насчитывается около 150 автостоянок, обочины саратовских улиц и дворы буквально забиты машинами. А их владельцы регулярно подвергаются опасности лишиться своего «железного коня» в результате угона.

Казалось бы, перед дворами у стоянок огромное преимущество, ведь за машину там несут полную ответственность. Поцарапали автомобиль или произошла какая-то другая неприятность – автолюбителю выплатят компенсацию. Сами владельцы ночных парковок заинтересованы в сохранности доверенного им имущества. Поэтому арендованный под стоянку участок земли, как правило, достаточно благоустроен – асфальтирован, огорожен забором. На многих парковках установлена сигнальная кнопка – оперативная группа, если надо, приезжает в течение двух-трех минут.

Ценовой разброс за машиноместо в сутки по Саратову достаточно большой – от 40 до 150 рублей в зависимости от района. Самая дорогая, с этой точки зрения, Набережная Космонавтов. Чтобы поставить там машину на парковку, придется выложить 4–4,5 тыс. рублей в месяц (130–150 рублей в сутки). В центре города цена за ночь обычно не превышает 100 рублей, то есть автовладельцу ежемесячно придется отдавать 3 тыс. Стоянка в районах, приближенных к центру, с плотной многоэтажной жилой застройкой (например, на Стрелке) обойдется владельцу авто несколько дешевле: от 1,5 до 2 тыс. рублей ежемесячно. Больше всего, конечно, везет жителям окраин: за место на парковке им надо платить 1200 рублей в месяц. Но там, надо сказать, проживает не так уж много автолюбителей.

Несмотря на достаточно приемлемые цены (дешевле оплачивать охрану машины, нежели покупать на нее полное КАСКО), некоторые автолюбители все же предпочитают сигнализацию и двор. Почему?
Первая причина – удорожание услуг автостоянок, происходящее из-за постоянного повышения тарифов на электроэнергию, а также ежегодного увеличения арендной платы. Благосостояние горожан растет не настолько стремительно. Основные клиенты стоянок – молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет, как правило, одновременно выплачивающие несколько кредитов (за квартиру, машину, бытовую технику). Кроме того, на них висит ещё и оплата коммунальных услуг, которые тоже не дешевеют, и нередко содержание семьи. Владельцы стоянок говорят: даже если поднять стоимость места на пять рублей в сутки, то несколько человек сразу отказываются от услуг парковки.

При этом каждый год у бизнесменов, работающих в отрасли, начинается с борьбы. В 2005-м она происходила за уменьшение слишком высокого налога, в 2006 и в 2007-м– за снижение необоснованно высокого коэффициента арендной платы. Борьба эта всегда велась сообща, совместно с Торгово-промышленной палатой и прокуратурой города. И, как правило, заканчивалась успехом.
2008 год тоже не обошелся без сюрпризов. Арендную плату с владельцев автостоянок стали взимать в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Выплаты увеличились в пять-восемь раз. Правда, после «народных волнений», в которых участвовали не только владельцы парковок, но и представители других видов бизнеса, в соответствующее постановление правительства были внесены поправки. В частности, для хозяев стоянок ставка аренды теперь составляет 0,5% от кадастровой стоимости участка. При этом как раз последняя необычайно высока и, вполне возможно, что в будущем она ещё не раз станет предметом спора бизнеса и власти.

Почему предприниматели ежегодно начинают эту борьбу? По словам директора ООО «Стрелка-С» Надежды Самохваловой, рентабельность средней автостоянки не слишком высока. Далеко не все они имеют 100-процентную заполняемость при достаточно больших площадях. Оплата же тарифов на электроэнергию, перечисление вмененного налога и арендной платы никак не зависит от количества обслуживаемых парковкой клиентов. Любое значительное повышение обязательных выплат неминуемо ведет к удорожанию услуг и оттоку клиентов. В результате город может получить отсутствие стоянок как вида бизнеса, а также улицы и дворы, забитые машинами под завязку.

Впрочем, центр Саратова и по сей день страдает от загруженности дворов и обочин. На это тоже есть своя причина. Землю в центре практически невозможно взять в аренду. Между тем для строительства парковок именно здесь – непаханое поле возможностей. Актуальными и рентабельными тут могут стать автостоянки с почасовой оплатой, так как в городе постоянно открываются новые магазины, строятся торгово-развлекательные и офисные центры. Деловым людям и покупателям надо где-то оставлять свои машины. При этом рядом с большинством торговых центров и универмагов существует дефицит парковочных мест. Для того чтобы сделать стоянку для трех-четырех машин, владельцы помещений зачастую уничтожают растущие рядом деревья. Между тем, как отмечают сами хозяева парковок, в переулках достаточно много заасфальтированных, никому не нужных закутков. И полезная площадь, способная приносить доход в виде налогов и арендной платы в бюджет города, зарастает мусором. При этом автолюбители паркуются где Бог на душу положит: заезжают в посадки, залезают колесами на бордюры, ставят машины по обочинам дорог, мешая движению.

По себестоимости такая стоянка обошлась бы очень дешево – всего-то нужно провести свет и поставить будку с охраной. Но вся проблема в том, что взять земельный участок в аренду в центре города практически нереально.
Предприниматели, не имеющие возможности расширяться, выход из ситуации с арендными платежами видят в создании многоуровневых паркингов. Они, кстати, предусмотрены генеральным планом застройки города. Однако главную роль и тут играют инвестиции. Точнее, их отсутствие. Для того чтобы надстроить на стоянке два-три этажа, владельцы должны поднять оплату за машиноместо до 150 рублей в сутки с учетом полной заполняемости парковки. И при этом еще семь-восемь лет работать вхолостую, практически без прибыли, отдавая кредит.
По идее, предприниматели, решившие благоустроить Саратов, должны получать от городских властей какие-либо преференции в виде льгот или сокращения налоговых выплат. Но, видимо, возможности поддержать бизнес у муниципальной власти пока нет.

Комментарии

Андрей ГНУСИН, и.о. замглавы администрации Саратова по градостроительству:
– Администрация города предпочитает заключать с владельцами автостояночного бизнеса договор краткосрочной аренды. Сегодня это связано с массовой застройкой Саратова. Зачастую автомобильные стоянки находятся в местах, где проходят инженерные коммуникации. При появлении новых микрорайонов, предусмотренных генеральным планом, возможно проведение дополнительных коммуникационных систем, поэтому, конечно, нежелательно расположение автостоянок в таких местах. Например, сейчас на улице Тархова планируется пустить газ высокого давления. Естественно, автостоянка может помешать строительным работам.

Надежда САМОХВАЛОВА, председатель гильдии автостоянок при ТПП области, директор ООО «Стрелка-С»:
– Предприниматель, получая участок в аренду, вкладывает в него немало сил и средств. Для автостоянки надо положить асфальт, провести свет, оградить территорию, а это все немалые деньги, зачастую взятые в кредит. Привлекая клиента, бизнесмен должен создавать максимально комфортные условия: адекватное соотношение цены и качества предоставляемых услуг. Когда мы сталкиваемся с проблемами, которые могут нарушить этот хрупкий баланс, например, с необоснованно высокой арендной платой, как в прошлом году, мы обращаемся к специалистам торгово-промышленной палаты. Хорошо, что у нас есть такая поддержка. Совместными усилиями нам удается сохранить наш бизнес, избавляя городские дворы от огромного количества неустроенных машин.
Полина ПШЕНИЧНАЯ
2008-05-09


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007