Поиск:


Годы и люди
1 мая 1881 года в Саратове было открыто движение конно-рельсового общественного транспорта.

Первым общественным городским видом транспорта смело можно назвать конку, появившуюся в конце XIX века. Ее появлению предшествовали специальные кареты дилижансов и омнибусы на конной тяге, но их громоздкость, направленность на дальние рейсы и отсутствие постоянных рейсовых маршрутов не позволяет говорить о них, как о городском транспорте. Основные городские пассажироперевозки осуществлялись извозчиками, тогдашним аналогом современного такси. Но далеко не все жители могли себе позволить отдельный экипаж, да и извозчики, как вид транспорта, уже не отвечали нуждам города.
Идея поставить «общественные кареты» на рельсы появилась еще в первой половине XIX века, после возникновения железных дорог. Использование лошадей в качестве тягловой силы позволяло устранить неудобство и казавшиеся опасности паровых двигателей и, вместе с тем, конка позволяла воспользоваться удобствами перевозки грузов по рельсовым путям.

В 1831 году французский инженер Луба предложил устраивать рельсовые пути по улицам больших городов для перевозки лошадьми легких пассажирских вагонов. В Нью-Йорке им была организована компания по строительству конно-железных дорог и через полтора года, первый вагон конки двинулся по маршруту Нью-Йорк – Гарлем. Вскоре новый тип железных дорог распространился в Европе, а в 1836 году мещанин Эльманов, как бы в виде протеста против намерений ввести в России паровой двигатель, спроектировал первую в Росcии коннорельсовую дорогу.

Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1-2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

Рельсы для конки в России использовались плоские и желобчатые на деревянных лежнях. Для загородных колейных дорог русский изобретатель И. Ливчак предложил оригинальную конструкцию, в которой обитые железом деревянные рельсы укладываются на деревянном полотне из прочно связанных брусьев с дощатым настилом, уложенным поверх земли.

К концу XIX века конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров России — Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Саратове, Екатеринбурге, Ростове, Новгороде. Общая протяженность коннорельсовых путей на 1890 год составила около 600 километров.

Линии конки в Саратове проходили по улицам: Московская, от Троицкого собора до железнодорожного вокзала; Никольская (ул. Радищева) и Константиновская (ул. Советская), от гостиницы «Московская» до Народного театра (Академический театр драмы); Большая Сергиевская (ул. Чернышевского), от Троицкого собора до Солдатской слободы (ныне район завода им. Ленина); Ильинская (ул. Чапаева), от улицы Московской до Большой Сергиевской; Астраханская, от Народного театра до Товарной станции (ныне Саратов-2). Интервал движения на всех маршрутах составлял 10 минут. В 1885 году эксплуатация рельсовых путей, составлявших к этому времени 20 верст, перешла к частной коммерческой компании «Блюммер и Ко».

За три десятка лет своего существования, конка показала себя как удобный и доступный городской транспорт, поистине достойный звания «общественный». Уже к 1915 году конно-железной дорогой воспользовались свыше двух миллионов ста тысяч пассажиров. Но время и техническая мысль не стоят на месте — утвержденный в 1914 году план строительства электрического трамвая положил конец «конному» веку.
Анна МУХИНА
2008-05-02


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007