Поиск:


Обещанного все ждут
Новый проект ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» обсудили на совместном заседании комитетов ТПП страны по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере и развитию потребительского рынка.

Напомним, что предыдущий проект закона «О розничной торговле», внесенный депутатом Государственной Думы, председателем Союза потребителей России Петром Щелищем, получил отрицательное заключение президента и Правительства РФ. А незадолго до этого отрицательную оценку документу дали представители саратовского бизнес-сообщества, собравшиеся на публичные слушания этого законопроекта в ТПП области. И вот теперь в Госдуму внесен новый проект нормативно-правового акта, регулирующего сферу розничной торговли.

В его обсуждении в ТПП РФ приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, независимых исследовательских организаций и предпринимательских объединений. Вел заседание директор департамента ТПП России по работе с объединениями предпринимателей Владимир Быков.

– Из 60% малых предприятий, работающих сегодня в торговле и бытовом обслуживании, подавляющая часть занята как раз в торговле, поэтому предлагаемый к принятию законопроект затрагивает интересы огромного количества людей, – отметил он во вступительном слове.

Проблема в том, что мнения о законопроекте сегодня диаметрально противоположны. Об этом «НВ» писали уже не раз, рассказывая о горячих обсуждениях, которые проходили в Торгово-промышленной палате Саратовской области.

По официальной статистике, за восемь месяцев 2007 года рост товарооборота в стране составил 14,7%, доля торговли в ВВП неуклонно увеличивается, что для отрасли является только позитивным моментом.

– Потребительский рынок – это 21% ВВП. И от того, как и по каким правилам будет жить торговля, зависит очень многое, – подчеркнул председатель комитета по развитию потребительского рынка, гендиректор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов.

Закон о торговле сегодня, что называется, нужен как воздух. В частности, уже более 20 лет прошло с тех пор, как был выпущен последний документ, призванный регулировать эту сферу. В 1986 году советское правительство составило так называемую Комплексную программу развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986–2000 годы. В период же рыночных реформ государство не считало своим долгом принимать законы о торговле. Так, до сих пор в стране действует Указ Президента РФ от 29 января 1992 года «О свободе торговли», который в некоторых местах противоречит сотням других правовых актов, представляющих собой не систематизированную совокупность норм о данной отрасли.

Беда в том, что предлагаемый сегодня вариант законопроекта также содержит много положений, которые категорически не приемлют одни и полностью поддерживают другие участники рынка. Новый нормативно-правовой акт, если он будет принят, например, противопоставит крупные торговые сети и малое предпринимательство. В ходе обсуждения на совместном заседании было высказано много замечаний относительно его содержания.

Что примечательно, представители МЭРТ РФ, являющиеся основными разработчиками документа, на мероприятие не прибыли, хотя предварительно декларировали свое участие. Также поступили и представители Минсельхоза России, который сегодня продвигает, в принципе, хорошую идею: предоставление российским сельхозтоваропроизводителям права входить в торговые сети.

Демарш чиновников участники заседания восприняли как определенное свидетельство неуверенности названных ведомств в том, что предлагаемый к принятию документ полностью соответствует нынешним реалиям и будет способствовать дальнейшему развитию потребительского рынка. А вопросов по законопроекту действительно очень много.

Так, 15-процентный барьер доминирования на рынке, учитывая, что на некоторых, например, локальных рынках это попросту неизбежно (существование нескольких магазинов одного профиля, например, на весь район – вещь обычная) может привести к тому, что и торговые сети проиграют, и потребитель не выиграет.

Неоднозначно воспринимается и статья документа, в которой говорится о праве правительства регулировать цены на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости (около пяти) за счет ограничения размера торговой наценки на продукцию.

– Это не рыночный подход к весьма важной проблеме, которую, безусловно, нужно решать, но не так «в лоб», – считают участники дискуссии.

– Почему, в таком случае, нет для нас регулирования цен на топливо, зерно? Как хлебопеки смогут работать, если отпускная цена стремится стать ниже себестоимости? – высказался по этому поводу представитель Союза пекарей.

Гарантируя те или иные цены, безусловно, следует предусмотреть и то, как будут выживать производители названных видов товаров первой необходимости. В законопроекте не прописана также поддержка отечественного малого производителя, законодательного регулирования отношений между ним и сферой торговли. Утверждения, что это нерыночно, по мнению участников совещания, не выдерживают никакой критики. На Западе отношения между производителем и продавцом вообще и между производителем товаров первой необходимости и торговлей в частности как раз-таки регулируются. Сам президент Владимир Путин неоднократно признавал, что государственная политика в торговле, сложившаяся сегодня, неэффективна. А значит, надо что-то менять, и, прежде всего, на законодательном уровне.

Представитель «Росптицесоюза» подчеркнула на совещании, что законопроект не ликвидирует разногласий между производителями и продавцами. Сегодня сети практически диктуют условия поставок, время оплаты. В сущности, кроме получения маржи от продажи товара, сети хорошо зарабатывают на поставщиках и иными способами. Не дело, когда на мясе птицы розница получает 40%; а на яйцах наценка к отпускной цене птицефабрики в рознице доходит до 100%.

Также были высказаны опасения по поводу того, что, если проект станет законом, он может серьезно ограничить свободу торговли. Сейчас документ юридически не выверен. И крупные торговые сети, и мелкая розница в киоске у вокзала – все это, конечно, имеет отношение к торговле, но понятно, что между ними существует большая разница.

Говорилось на совещании и о том, что ограничение законодательно торговой наценки – тупиковый путь. Приемлемый уровень цен будет устанавливаться по мере развития системы налогообложения. По-хорошему, должно быть ограничение уровня рентабельности, а не бюрократическое указание.

Закон, в первую очередь, обязан создать единые принципы и правила для всех участников рынка. Пока же в регионах худо-бедно существуют собственные акты о торговле, со своими нюансами и особенностями. Сегодня в стране нет даже единого пакета документов, которые необходимо представить для того, чтобы получить разрешение на открытие торгового предприятия. В каждом регионе чиновники сами определяют, какие инстанции надо пройти, чтобы продавать, например, продукты питания. И часто завышают набор требований к будущему продавцу. По сути, бюрократы держат торговлю «на коротком поводке».

В заключение совещания все выступившие особо подчеркнули, что закон о торговле, безусловно, нужен, но в нынешнем виде он, что называется, никуда не годится.

По итогам мероприятия участники дискуссии приняли решение обратиться к руководству ТПП России с просьбой в ближайшие недели провести слушания по данному вопросу с приглашением представителей всех заинтересованных сторон.

Решено также создать рабочую группу из представителей обоих комитетов, организовавших обсуждение, для выработки совместной позиции.

Торгово-промышленная палата Саратовской области, со своей стороны, как всегда, готова предоставить площадку для широкого обсуждения новых законодательных инициатив. В палату на экспертизу из департамента по законодательству ТПП страны поступил проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В связи с этим региональная ТПП приглашает всех заинтересованных лиц высказать свое мнение по поводу предлагаемого проекта закона. Его текст размещен на сайте палаты www.sartpp.ru.

Свои предложения и замечания можно сообщить по телефону/факсу: (8452) 50-25 87 или электронной почте leonov@sartpp.ru.

Пока же, по мнению экспертов, в силу новый закон «О розничной торговле» в самое ближайшее время не вступит. Проект находится в очень сыром виде. Это — скорее даже не проект, а «рыба», из которой можно в ближайшем будущем что-то такое вылепить, что удовлетворит всех.

Справка «НВ»

Основная идея проекта нового закона заключается в выработке единых по всей стране отношений при организации и осуществлении торговли. Кроме того, субъектам федерации предоставят возможность влиять на территориальное размещение объектов торговли. В законопроекте намечена разработка минимальных нормативов обеспеченности населения торговыми площадями. Чтобы держать под контролем ситуацию, складывающуюся на потребительском рынке в том или ином регионе, там будут формироваться реестры всех местных торговых предприятий. Установят требования к размещению и оборудованию каждого вида магазинов, исходя из норм градостроительного законодательства и планов развития территорий.

Кстати

В федеральной антимонопольной службе (ФАС) уверены, что ФЗ «О торговле», обсуждавшийся много лет и практически готовый для рассмотрения в Правительстве РФ и Госдуме, – серьезный, фундаментальный шаг на пути регулирования рынка. В ФАС полагают, что принятие закона позволит открыть дверь для критического анализа и ревизии порядка 600 смежных нормативно-правовых актов, косвенно регулирующих вопросы торговли, к тому же зачастую не согласующихся друг с другом. Если это произойдет, количество документов, регулирующих российскую розницу, может радикально сократиться. Как следствие, принятие данного закона будет первым реальным снижением административного давления на розницу РФ за всю новейшую историю.

В тему

Потребители, в первую очередь, хотят найти в новом едином законе о розничной торговле ответ на вопрос, как бороться с ритейлерами, часто завышающими цены на не всегда высококачественные товары. И еще — почему за такую продукцию продавцы не несут практически никакой ответственности.

Поставщики товара хотят знать, как решать проблемы с крупными сетевыми ритейлерами, которые: а) берут «плату за вход» в сеть; б) дерут деньги за «место на полке»; в) имеют право одностороннего расторжения договора с поставщиком; г) обязывают выплачивать ритейлеру значительный процент от полученного дохода.

Ритейлеров же интересует, как развивать бизнес в условиях тотального дефицита торговых площадей, мест под застройку и кадрового голода.
Ольга КРАСНОВА
2008-04-04


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007