Уже почти год один из основателей областной Торгово-промышленной палаты Виктор Федотов является директором первого в России Международного института менеджмента объединений предпринимателей (МИМОП).
Виктор Иванович давно и плодотворно занимается наукой. Он написал несколько книг, в том числе по истории и теории ТПП. Его уникальная монография содержит авторскую классификацию палат, признанную во всем мире. Свои знания директор использует на практике, внедряя в России современные методики организации деятельности различных бизнес-ассоциаций.
В марте в институте менеджмента прошел семинар «Современные методы вовлечения в членство» по авторской программе Федотова. О том, как собрать вокруг себя самых активных и неравнодушных представителей бизнеса, узнали руководители и сотрудники торгово-промышленных палат и всероссийских ассоциаций предпринимателей.
Виктор Федотов ответил на ряд вопросов корреспондента «НВ», пояснив, почему бизнесменам стоит объединяться вокруг ТПП.
– Виктор Иванович, этот семинар уже не первый в рамках работы института?
– Конечно, нет. Институт начал свою деятельность в январе. Сначала мы провели учебную образовательную программу для директоров департаментов и подразделений ТПП РФ. На семинарах присутствовали все вице-президенты палаты России во главе с Борисом Пастуховым. Такую же программу мы читали и для сотрудников «Экспоцентра». Также мы проводили занятия в Дипломатической академии. Преподаватели института провели два семинара для сотрудников министерств и ведомств, посвященных роли ТПП мира и России в экономическом развитии стран.
Кроме того, в институте уже начались двухгодичные курсы для руководителей некоммерческих организаций. Семинар по моей программе – один из этапов нашей работы.
– Почему вас заинтересовала именно такая проблема?
– В прошлом году я провел маркетинговое исследование – разослал всем палатам и бизнес-ассоциациям список из 25 направлений, по которым мы будем проводить обучение. Получился своеобразный рейтинг, где на первом месте стоял именно поиск активных предпринимателей, которые бы сотрудничали с палатой. Поэтому я и разработал этот семинар. Тем более что этой темой я активно занимался ещё в Саратове.
Некоммерческие организации являются основными строителями гражданского общества. Одна из важнейших задач НКО – вовлечение в общественное движение социально активных людей. Для торгово-промышленных палат основная общественная сила – предприниматели. И вот здесь есть одно «но».
Манкур Олсен в своей книге «Логика коллективных действий» утверждает, что далеко не все предприниматели способны участвовать в коллективной деятельности. Есть социально активная часть, которая добивается каких-то благ для сообщества. А есть так называемые «безбилетники», которые также пользуются этими благами, хотя ничего не сделали, чтобы их добиться. И таких «безбилетников», согласно исследованиям, 80% от всего предпринимательского сообщества. Эта цифра с разницей в доли процента закономерна как для стран Запада, так и для стран Востока. Россия здесь не исключение.
Так вот, суть исследований и фактов, которые приведены на семинаре, сводится к тому, чтобы направить свою деятельность на привлечение в Палату именно социально активной части бизнесменов. Чтобы предприятия не просто значились в отчетах, не лежали «мертвым грузом», а активно участвовали в экономической, политической, общественной жизни региона или страны в целом, отстаивали бы свои права как раз с помощью ТПП.
– Как вы можете оценить итоги семинара? Понравился ли он участникам?
– По результатам анкетирования семинар получил наивысшую оценку. Более того, эта программа заинтересовала многих руководителей палат. И они приглашают меня читать лекции в свои города. Я уже побывал со своим семинаром в Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палате. Сейчас отправляюсь в Приднестровье по приглашению местной палаты. Следующим регионом в маршруте станет Сибирь.
В настоящее время я пишу методичку по этой теме. Надеюсь, уже осенью она выйдет в свет. И конечно, будет распространена по всей системе территориальных палат.