В послании президента Владимира Путина Федеральному Собранию отмечалось: «…мы, прежде всего, должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедливости». Задача, поставленная главой страны, в полной мере до сих пор не решена, так как требует совершенствования подходов к ее выполнению.
Проблема обеспечения граждан объективной информацией непосредственно связана с осуществляемой в России административной реформой, главные цели которой -- повышение качества и доступности государственных услуг, эффективности деятельности исполнительной власти и обеспечение информационной открытости государственных и муниципальных органов.
Однако, судя по итогам совещаний, проведенных комитетом по информационной политике Совета Федерации, реализация реформы и процесс ее информатизации не имеют должного эффекта. Это вызвано рядом причин.
Во-первых, предоставляемые информационными технологиями новые возможности получения информации часто недоступны гражданам, потому что люди о них попросту не знают. Отсутствует кадровое и нормативно-правовое обеспечение для внедрения информационных технологий. Слабо развиты инфраструктуры ИКТ в системе органов государственной власти и управления. Все более проявляется проблема «цифрового неравенства» граждан.
Внедрение ИКТ пока не стало составной частью единой государственной политики как инструмента развития, реформирования государственного и общественного устройства.
Не во всех вузах сформирована система обучения и повышения квалификации госслужащих по направлениям «Информационные технологии» и «Электронный документооборот». Практически нигде в стране не ведется подготовка кадров для работы с заявлениями и обращениями граждан в специфических условиях внедрения электронных технологий (например, по принципу «одного окна»). Далеки от совершенства из-за отсутствия специалистов по веб-дизайну порталы многих органов государственной власти и управления, особенно на муниципальном уровне.
Для более успешного внедрения современных информационных технологий в деятельность органов власти и местного самоуправления необходимо принять целый комплекс неотложных мер.
Структуры, которые занимаются решением вопросов реализации административной реформы и внедрения ИКТ, должны в полной мере привлекать специалистов-документоведов к выработке единых рекомендаций по построению «электронного государства», развивать госуправление на основе современных информационных технологий с учетом преобразований, осуществляемых в рамках административной реформы.
Подобный подход необходим при выработке стандартов решений и административных регламентов на федеральном уровне, которые должны доводиться в виде рекомендаций до регионального и особенно муниципального уровней.
Сегодня стало очевидным, что для реализации в России идеологии «электронного государства», в первую очередь, нужно создать единую информационно-технологическую инфраструктуру, среду информационного обмена. С этой целью требуется перестроить традиционно сложившуюся систему подготовки документоведов, осуществлять их специализацию как документоведов систем электронного документооборота.
Отдельную проблему представляет вопрос юридической значимости вводимой, хранимой и предоставляемой информации, идентификации пользователей для исключения анонимных запросов. Это затрудняет внедрение в том числе таких функций «электронного государства», как информирование о деятельности ведомств; функций «Общественная приемная», «Электронный нотариат», «Единое окно»; синхронизация и взаимодействие баз данных различных ведомств, повышение эффективности взаимодействия; поиск сведений в базах, использующих различные платформы.
Препятствует развитию электронных технологий и отсутствие федерального закона о праве на информацию, где было бы определено понятие «официальная информация» с указанием перечня сведений, которые органы государственной власти должны представлять открыто, в целях выполнения положения Конституции, гарантирующего право граждан на информацию.
В общедоступную базу также должны войти официальные ресурсы органов государственной и муниципальной власти, созданные и создаваемые в ходе реализации постановления Правительства РФ № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства и федеральных органов исполнительной власти», ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ряда других нормативно-правовых актов.
Многое предстоит сделать и в плане выполнения требований по информационной безопасности, защите критически важных сведений. В связи с этими СГСЭУ была предложена концепция разработки программы «Десять шагов информационной безопасности региона».
Большинство вышеобозначенных проблем -- предмет исследований ученых нашей кафедры. По ряду вопросов подготовлены конкретные предложения в соответствующие инстанции. Мы первыми в стране начали обучать документоведов со специализацией «Судебно-документоведческая экспертиза».
Таким образом, проблемы документоведения и документационного обеспечения управления приобретают сегодня повышенную значимость и с полным правом могут рассматриваться как один из элементов национальной безопасности России.