Поиск:


Бизнес-словарь
Понятие SWOT-анализ появилось в начале 60-х годов прошлого века. Введенная в обиход профессорами Гарвардского университета аббревиатура SWOT расшифровывается как Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Таким образом, уже в самом названии заложена суть термина – анализ четырех главных компонентов стратегического планирования. А учитывая, что как таковой SWOT-анализ не содержит в себе никаких экономический категорий, применять его можно не только в бизнес-сфере, но и, в принципе, при планировании любой деятельности любой организации и даже отдельных людей.

Состоящая всего из четырех позиций, концепция SWOT-анализа проста в использовании. При этом даже в самом элементарном виде она помогает собрать воедино разрозненные данные о компании, ее конкурентном окружении, оценить имеющиеся возможности и потенциальные риски.

К сильным и слабым сторонам относятся разнообразные моменты деятельности фирмы. Совсем не обязательно включать в анализ все: чем уже и сегментированнее он будет, тем больше от него толка.

Оценке могут подлежать, например, следующие пункты: выпускаемый продукт, его позиционирование на рынке и продвижение, ценообразование, персонал, дистрибьюция, разработка новой продукции, постпродажное обслуживание, технические исследования. Также в эту категорию попадают и то, что совсем скрыто от постороннего взгляда: ресурсы компании, заработная плата персонала, условия труда, управление и т.д.

Возможности и угрозы – это та внешняя среда, в которой существует фирма. Ее элементами в рамках SWOT-анализа могут стать действующее законодательство, экономическая и политическая обстановка в стране, общественное мнение, имеющиеся технологии, а также наличие и масштабы конкуренции на избранном рынке. В последнем случае имеет смысл акцентировать внимание на интенсивности конкуренции, потребностях покупателей, давлении со стороны производителей сходных товаров и услуг, возможности возникновения новых соперников.

При проведении SWOT-анализа удобнее всего пользоваться таблицей, пусть даже и самой простой: два квадрата (сильные и слабые стороны) на два квадрата (возможности и угрозы). Внося в каждую графу свои утверждения, рассматривайте их внимательно и проверяйте вопросами. Например, уверены ли вы, что дело обстоит именно так? Откуда вы знаете об этом? Есть ли шанс, что в ближайшем будущем данная позиция изменится? Как это утверждение относится к вашим конкурентам?

Для того чтобы избежать возможных ошибок при обработке результатов SWOT-анализа, специалисты советуют придерживаться нескольких несложных правил. Во-первых, необходимо тщательно определить сферу анализа. Не стоит сразу расширять его на весь бизнес – в этом случае можно получить слишком обобщенные и поэтому бесполезные результаты. Лучше всего сузить анализ до конкретного участка работы, выявив именно его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Второй момент, о котором нельзя забывать, – четкое разделение элементов SWOT. Сильные и слабые стороны представляют собой внутренние характеристики компании, а следовательно, их можно и нужно контролировать. Что касается возможностей и угроз, они относятся к внешнему миру, и держать руку на пульсе изменений в данном случае гораздо сложнее (или невозможно совсем). И это также необходимо учитывать.

Третье правило касается сильных и слабых сторон. Помните, что таковыми они становятся только в глазах потребителя и определять их надо в соотношении с конкурентным окружением.

Четвертый пункт: при проведении SWOT-анализа нельзя опираться на субъективные ощущения. Чем больше объективных фактов, неоспоримых данных и экспертных мнений вы учтете, тем качественнее и надежнее будет результат.

И последнее: постарайтесь избегать двусмысленностей и «красивостей». Чем точнее полученные формулировки, тем больше пользы вы извлечете из проведения анализа.
2007-12-21


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007