В конце прошлого года вступили в силу изменения в закон «О защите прав потребителей». Отныне главные участники этого нормативного документа стали более защищенными от возможных случаев столкновения с недобросовестностью предпринимателей.
Закон РФ «О защите прав потребителей» – это основной документ, регулирующий взаимоотношения производителей (продавцов) и потребителей (покупателей и клиентов). Однако, как это часто случается, он был несовершенен. Ждать поправок пришлось больше года – именно столько готовился новый законопроект. Президент подписал федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» только в конце октября 2007 года.
Поправок не очень много, но они принципиальны и ужесточают некоторые моменты взаимоотношений между потребителями и предпринимателями. Первые упрочили свои права на качественные продукты и обслуживание, вторые лишились возможности нарушать законные интересы граждан. Но зато получили право строить более прозрачный по отношению к своим клиентам бизнес.
Одной из самых актуальных можно назвать поправку, внесенную в пункт 2 статьи 10. Она касается услуг по предоставлению кредита гражданам. Раньше кредитные организации далеко не всегда давали своим клиентам правильную и точную информацию о полной сумме, которую те должны были выплатить, а также о сроках (графике) погашения кредита. Отныне, в соответствии с законом, все подробности кредитных условий должны быть доведены до потребителя в наглядной и доступной форме. И строго до того, как будет заключен договор.
Существенные изменения внесены в ст. 18. Она касается прав потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Теперь, купив некачественный товар, можно требовать замены не просто на аналогичный (как в предыдущей редакции закона), но на вещь ровно той же марки или модели. При этом обнаруженные недостатки должны быть устранены незамедлительно. Другими словами, за минимальный срок, который объективно необходим для ремонта. Показательно, что отсутствие необходимых запчастей или деталей никоим образом изготовителя от ответственности не освобождает и не может являться поводом для увеличения срока ремонта.
Серьезно расширены права потребителей в части, касающейся технически сложного товара. Ранее закон обязывал удовлетворять требования покупателей лишь в случае обнаружения существенных недостатков. Теперь эта часть документа несколько видоизменилась. В течение 15 дней с момента покупки товара потребитель имеет право при обнаружении любых недостатков либо отказаться от заключенной сделки и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, либо предъявить требование о его замене. По истечении же 15-дневного срока его пожелания о замене товара или возврате денег могут быть исполнены только при определенных условиях. А именно – «обнаружения существенного недостатка товара, нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».
Ст. 18 также регламентирует обязанности продавца, изготовителя, импортера или уполномоченной организации принимать возвращаемый покупателем товар ненадлежащего качества. А в случае возникновения спорной ситуации именно им придется оплачивать экспертизу. Заниматься оценкой качества товара должна независимая экспертная организация, а потребитель теперь также имеет право присутствовать при проведении экспертизы.
Коснулись изменения и сроков устранения недостатков, обнаруженных в товаре. Теперь закон обязывает «провинившуюся сторону» сделать это незамедлительно – то есть в минимально возможные сроки. В принципе, срок может меняться в соответствии с соглашением сторон, но не превышать 45 дней. Кроме прочего, производитель или продавец должен будет написать отдельный документ, в котором четко указываются все необходимые даты (обращения потребителя с претензией, передачи товара, устранения недостатков и возврата товара обратно), а также дается полное описание возникших неполадок и использованных зап-частей (деталей или материалов). Эта бумага нужна для продления гарантийного срока и подтверждения замены испорченных деталей на случай возникновения спорных вопросов.
Отдельное внимание стоит обратить на еще одно важное нововведение. Оно касается информации, которую предоставляет продавец. В случае если она оказалась ненадлежащей (недостаточной), потребитель имеет право потребовать уменьшения покупной цены товара или возмещения расходов и убытков, понесенных им в случае расторжения сделки.
Новая статья закона 23.1 добавляет еще один пункт в перечень ответственности, которую несет продавец. Теперь, если сроки передачи покупателю предварительно оплаченного товара нарушаются, торговец обязан выплатить неустойку в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты за каждый просроченный день. Исключений всего два: непреодолимая сила или вина самого потребителя. Также установлен срок, в течение которого требование покупателя о возврате выплаченной им суммы и полном возмещении убытков должно быть исполнено: 10 дней со дня предъявления претензии.
Мария АЛЕКСАНДРОВА
Комментарий
Сергей ЛЕОНОВ, директор правового департамента Торгово-промышленной палаты Саратовской области:
– Мы занимаемся решением тех проблем, которые волнуют, прежде всего, предпринимателей, и пока от них никаких вопросов по поводу изменений, внесенных в закон, не поступало. Я считаю, что добросовестным предпринимателям поправки никаких неприятностей не доставят. Ведь они сами борются за качество своих товаров, а конфликтные ситуации решают, можно сказать, еще до момента их возникновения. Кстати, нам как юристам, которые работают преимущественно с предпринимателями, чаще приходится встречаться с излишне агрессивно настроенными потребителями.