Коррупция – главный замедлитель развития рыночной экономики. Борьба с чиновничьим произволом – один из основных моментов работы некоммерческих организаций, объединяющих бизнес. Торгово-промышленная палата нашей губернии также никогда не уходила от решения этой проблемы. Напротив, в прошлом году юристы правового департамента ТПП участвовали в разработке программы «Противодействие коррупции в Саратовской области» на 2007–2010 годы. Кроме того, при палате действует экспертный совет для содействия реализации региональной государственной антикоррупционной политики.
Директор правового департамента Сергей Леонов прошел стажировку в США в рамках программы «Совершенствование методов управления и усиление мер борьбы с коррупцией». Это стало возможным благодаря рекомендации Центра международного частного предпринимательства (CIPE), с которым ТПП Саратовской области уже два года сотрудничает по вопросам разработки антикоррупционных программ.
В рамках Программы приема иностранных посетителей, основанной в 1940 году, в Соединенные Штаты приезжают специалисты со всего мира для встреч и обмена опытом с коллегами и знакомства со страной. Особое внимание уделяется углублению взаимопонимания путем установления контактов на личном и профессиональном уровнях. Каждый год свыше 4,5 тыс. человек отбираются комитетами при посольствах США в различных странах для поездки в эту страну.
Программа «Совершенствование методов управления и усиление мер борьбы с коррупцией» проходила в Соединенных штатах с 28 января по 15 февраля этого года. Группа состояла из 10 человек из различных российских городов. В неё пригласили тех, кто занимается борьбой с коррупцией в нашей стране в самых разных сферах (образование, бизнес, правоохранительная деятельность т.д.) и добился определенных результатов.
– Сергей Геннадьевич, что было целью этой программы?
– Целью стало знакомство участников делегации с антикоррупционными мероприятиями США. За почти три недели мы объездили практически все Соединенные Штаты – побывали в шести городах на восточном и западном побережье, на севере и в южных штатах. И в каждом городе (а среди них были Вашингтон, Чикаго, Сиэтл, Джексон, Филадельфия и Нью-Йорк) мы знакомились с антикоррупционной деятельностью различных структур.
Первым стал Вашингтон. Примечательно, что он не относится ни к одному из штатов в США, так как является отдельной политической юрисдикцией, известной под названием округ Колумбия. Конгресс США создал этот округ в 1792 году как столицу страны. Земли под округ выделили два штата – Мэриленд и Вирджиния.
В Вашингтоне мы провели неделю.
График работы был очень насыщенным. Каждый день проводилось по четыре-пять встреч по интересующим нас вопросам. Нам показывали, какие мероприятия проводятся на федеральном уровне для предупреждения коррупции в США. Мы знакомились с работой государственных учреждений, некоммерческих организаций, в том числе лоббистских (кстати, торгово-промышленные палаты в США относятся как раз к таким). Борьбой с коррупцией там занимаются ещё и юридические фирмы, бизнес-ассоциации, многочисленные некоммерческие организации, которые осуществляют свою деятельность в том числе с помощью грантовой поддержки правительства.
– Что в опыте американцев показалось вам наиболее действенным, что можно применить и у нас?
– Собственно, хотелось бы отметить несколько моментов в противодействии коррупции на федеральном уровне в Штатах. Во-первых, это деятельность сенатского Комитета по этике, в чью юрисдикцию входит рассмотрение вопросов, относящихся к этике сенаторов. Потом это деятельность комиссии по ценным бумагам и биржам, которая следит за действиями инвесторов на рынке ценных бумаг. Существует у них и закон по предотвращению коррупции за рубежом.
Как этот закон работает? Например, представительство некой американской компании в другой стране договорилось о заключении контракта на госзаказ путем материального стимулирования чиновника. Вам стало каким-то образом известно об этом. Помимо правоохранительных органов вашей страны, вы вполне можете обратится с заявлением и в комиссию по этике при правительстве США. Если факты нарушения законодательства подтвердятся, руководство компании ожидают серьезные санкции вплоть до тюремного заключения.
– Вы все время упоминаете этику. С чем это связано?
– В США существует этический кодекс чиновника, например сенатора, в котором четко прописаны как раз те действия, которые должны предотвращать коррупцию в органах власти. К примеру, сенаторам запрещено принимать подарки стоимостью свыше 20 долларов. Все, что стоит дороже, считается взяткой. Если отказаться от подарка нельзя, то сенатор должен либо выплатить дарителю его стоимость, либо отдать его в общее пользование. Знаете, у них в сенате даже есть специальная комната для подобных презентов. К сожалению, нам ее почему-то не показали.
Следит за исполнением этического кодекса сенатора как раз комитет по этике. Это внепартийная структура, где работают люди, которые не принадлежат ни к одной партии.
– С чем ещё вы познакомились в Вашингтоне?
– С деятельностью комиссии по ценным бумагам, в задачу которой входит отслеживать случаи нарушения законодательства. К примеру, сенатору нельзя иметь в собственности акции компаний и корпораций. Но подобный порядок существует и в нашей стране.
Кстати сказать, самое большое количество правонарушений, связанных с коррупцией, отмечено в США в сфере госзаказов (так же как и в России). Американцы пытаются с этим бороться. К примеру, для организаций лоббистского типа существуют законодательные ограничения – компания не имеет права тратить на избирательную кампанию кандидата свыше 20 тыс. долларов. Если же потрачено больше, она автоматически теряет права на заключение госконтрактов. Это, надо сказать, является барьером для коррупционеров. Опыт, который стоило бы взять на заметку.
Очень интересным для нас было посещение некоммерческой юридической фирмы, которая работает со «свистящими в свисток» (дословный перевод). «Свистящие в свисток» – это те люди, которые стали свидетелями случаев коррупции. Но идут они не в правоохранительные органы, а в подобные фирмы. После чего юридическая организация, используя документы, убеждает чиновника сойти со скользкой коррупционной дорожки. Каким образом работает подобная система, нам, к сожалению, не объяснили. Но то, что она действует – это факт.
Кстати, американцы очень гордятся случаями выявления коррупции. Например в Чикаго, штат Иллинойс, недавно губернатора за взятку лишили свободы на семь лет.
Но что самое интересное, средством давления на подобных чиновников там являются СМИ. У меня возник естественный вопрос – публикация обличающих материалов может спровоцировать иск о защите чести и достоинства. Я в своей практике сталкивался с подобными делами на стороне ответчика. Хочу сказать, что доказать правоту ответчика практически нереально.
В Америке же другая система координат. Доказывать свою невиновность должен истец, тот, о ком опубликовали порочащий материал. Этот момент я бы тоже учел и в нашем законодательстве.
Вообще меня удивило, как они относятся к СМИ. Их уважают, к ним прислушиваются, их боятся. Средствам массовой информации в США придается огромное значение.
– Как вы считаете, почему в Штатах антикоррупционные меры действуют, а в нашей стране это просматривается слабо?
– В России в последнее время тоже активно проводятся мероприятия по противодействию коррупции. Но противодействовать ей можно только там, где на это есть воля руководства. В РФ даже на федеральном уровне пока не принят закон по противодействию коррупции. Хотя, например, у нас в области мы активно ведем подобную работу. В Америке сильнее развиты институты гражданского общества. Граждане США знают, что «это моё», и я за «это моё» отвечаю. Такое отношение воспитывается там с малых лет.
Кстати говоря, в Сиэтле мы посетили младшую школу, поскольку один из участников нашей группы занимается в России проблемой повышения компетентности в сфере борьбы с коррупцией на базе среднего образования. Могу сказать, что бюджет школьного округа в США на 80% уходит в учебное заведение. У школы есть попечительский совет, который планирует статью расходов. И каждый из родителей всегда может спокойно ее проконтролировать. Надо сказать, что если помимо основной программы в курс вводится дополнительный предмет, то деньги на него родители достают из своих карманов. Вообще их система образования в корне отличается от нашей. Там ребенка учат быть прежде всего успешным. А знания даются во вторую очередь. В этом смысле наша система образования поставлена лучше, на мой взгляд. Может быть, это потому, что у нашего общества другие потребности. Поэтому, мне кажется, нельзя как под копирку, менять российскую систему образования. Следует брать только лучшие моменты, которые отвечают задачам и потребностям нашего общества.
Это касается не только сферы образования, но и всей нашей жизни. Опыт, который я получил во время поездки в США, бесценен. Но использовать его при составлении антикоррупционных программ надо разумно, ориентируясь, прежде всего, на особенности построения общества и государства в России.