Пробелы в действующем законодательстве не позволяют сегодня в полной мере применять нормы, регламентирующие процедуру изъятия земельных участков областного центра для государственных и муниципальных нужд. Это привело к тому, что в Саратове «застопорилась» реализация целого ряда проектов.
Сейчас, несмотря на ряд проблем, которые объективно сдерживают экономическое развитие столицы региона, есть огромный интерес со стороны инвесторов к реализации своих проектов в городе во всех отраслях экономики. В том числе и проектов социальной направленности (возведение жилья, объектов культуры, спорта, здравоохранения, а также гостиниц и торгово-развлекательных центров). Их осуществление значительно улучшило бы не только внешний облик Саратова и уровень жизни горожан, но и положительно сказалось на инвестиционном имидже всей губернии.
Пока же налицо неразвитость транспортной и инженерной инфраструктуры столицы области: запредельно изношена система «Водоканала», недостаточно развито электросетевое хозяйство, оставляют желать лучшего дороги. Если срочно не начать реконструкцию, уже через несколько лет потенциал для дальнейшего инвестиционного развития Саратова будет исчерпан. Свою ложку дёгтя добавляет и неустроенность земельных отношений.
К сожалению, так сложилось исторически, что земля всегда была яблоком раздора между хозяйствующими субъектами. Но даже если взаимоотношения между ними урегулированы на законодательном уровне, алгоритм исполнения правовых актов нередко либо не прописан, либо имеет серьезные «упущения».
Яркий пример такого пробела в законодательстве – порядок изъятия земельных участков в Саратове путем выкупа для государственных и муниципальных нужд, регулируемый федеральной правовой базой (ст. 55 Земельного кодекса и ст. 279 Гражданского кодекса).
Хотя эта возможность законодательно закреплена, процедура сегодня недостаточно проработана. Анализ имеющихся нормативных актов области позволяет сказать, что сейчас земельное законодательство региона не способно в должной мере обеспечить процесс своевременного и в точном соответствии с федеральными нормами изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Это, в свою очередь, не дает возможности устанавливать четкие и реальные сроки для удовлетворения общественных и муниципальных нужд, реализации проектов жилищного и социального строительства.
Наличие пробелов в нормах действующего законодательства, отсутствие их единообразного толкования и применения ставит правомерность и законность изъятия городских земельных участков под сомнение, вследствие чего Саратов несет немалые убытки и экономические потери.
Необходимо отметить, что речь идет о территориях, предназначенных для размещения инфраструктурных объектов (энергетических систем, систем обороны и безопасности, электро- и газоснабжения, федерального транспорта, автомобильных дорог), а также объектов социального назначения (жилья, учреждений культуры, спорта и здравоохранения).
И все же, несмотря на то что в законодательстве России не прописаны специальные нормы, касающиеся порядка подготовки и принятия решения об изъятии участков для государственных и муниципальных нужд, проблема эта разрешима. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции, ст. 2 Земельного кодекса отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, и закон не запрещает последним самостоятельно детально регламентировать такую процедуру с учетом их специфики (естественно, в соответствии с требованиями ФЗ). Сегодня, для того чтобы применить механизм изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд, необходимо на региональном уровне выработать: форму и содержание решения об изъятии; процедуру принятия данного решения; форму и содержание соглашения о выкупной цене с собственником, землевладельцем, землепользователем, арендатором.
С юридической точки зрения, субъекту федерации также не запрещается усовершенствовать механизм данной процедуры.
Единственно правильный выход в сложившейся ситуации для губернии, по мнению экспертов, – инициирование облправительством принятия закона, регулирующего на региональном уровне процедуру изъятия земельных участков для государственных нужд области или нужд муниципальных. Кстати, подобные нормативные акты уже не один год действуют в Оренбургской и Амурской областях, а также Хабаровском крае.
В Оренбургской области решение об изъятии земельных участков принимается губернатором на основании ходатайства заинтересованного лица, которое обязано сопроводить свою просьбу установленным законом пакетом документов. Для подготовки решения формируется постоянная комиссия. В Амурской области окончательный вердикт об изъятии земель для государственных нужд выносит губернатор, для муниципальных – глава МО. Там также создаются специальные межведомственные комиссии. А вот в аналогичном законе Хабаровского края в качестве органа, уполномоченного принимать решения об изъятии земель, обозначено краевое правительство. В апреле 2007 года правительство Москвы соответствующим постановлением определило порядок взаимоотношений органов исполнительной власти по вопросу изъятия земельных участков в столице для государственных нужд. В это же время аналогичный документ приняло и правительство Санкт-Петербурга.
Как видим, такая практика широко распространена в России. Никаких объективных препятствий тому, чтобы подобный закон появился и в нашем регионе, нет. Очевидно, что саратовцы от его принятия только приобретут: права владельцев земельных участков будут четко регламентированы, увеличатся темпы жилищного строительства в столице губернии, появятся новые гостиницы, торгово-развлекательные центры, ставшие визитной карточкой и неотъемлемым атрибутом всех крупных и успешно развивающихся городов страны. В итоге выиграют все три стороны: субъект федерации в целом, который обзаведется новой инфраструктурой, муниципалитет, у которого появится возможность существенно увеличить налоговые сборы, не говоря уже о решении жилищного вопроса, и, естественно, собственники земли.
Справка «НВ»
Проект реконструкции железнодорожного вокзала в Саратове предполагает реконструкцию привокзальной площади, большая часть которой сейчас сдана в аренду на длительные сроки многочисленным частным предприятиям. Чтобы реализовать этот масштабный и значимый для города проект, права арендаторов требуется четко регламентировать. В отсутствие же областного закона, прописывающего процедуру изъятия земельных участков в Саратове для государственных нужд области или муниципальных нужд, исключить неминуемо возникающие при этом разногласия с представителями малого бизнеса невозможно. Сколько времени площадь, давно нуждающаяся в реконструкции, будет пребывать «в первозданном» виде, вопрос пока риторический.