Кардинальные изменения в социально-политической жизни общества, начавшиеся в 1985 году в виде политико-экономических, идеологических и социальных реформ, породили в людях эйфорию «безграничной свободы» и привели к негативным последствиям. Новые экономические отношения и вовлеченные в них граждане оказались не защищенными от различных угроз.
Об их истоках сложившейся ситуации и путях выхода из нее корреспонденту «НВ» рассказал Сергей Овчинников, вице-президент и академик Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, председатель Гильдии негосударственных предприятий безопасности при Торгово-промышленной палате области, проректор по безопасности СГСЭУ, доктор исторических наук, профессор.
- Сергей Александрович, с какими трудностями столкнулись государство и общество в сфере обеспечения своей безопасности в новых реалиях?
– После того как канула в Лету советская система государственной, общественной, экономической и личностной безопасности, концепции новой системы формировались в стране с огромным трудом. Они не воспринимались должным образом ни общественным сознанием, ни политическими институтами.
Россия принимала определенные меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства, которые нашли отражение в Конституции РФ 1993 года. Были приняты законы, регулировавшие отношения в этой сфере, в том числе базовый закон «О безопасности», Концепция национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности в РФ, новые Уголовный, Гражданский и Административный кодексы и т.д.
Практически в самом начале социально-экономических реформ власти были вынуждены пойти и на специфическое, негосударственное обеспечение безопасности личности и российского предпринимательства, что было отражено в законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», принятом в 1992 году. Несмотря на многие недостатки, он действует до сих пор.
- Тем не менее сложно отрицать, что имели место и «перекосы», в том числе из-за слепого подражания западным стандартам. Не так ли?
- Действительно, часть общества тогда адаптировалась к ситуации правового вакуума и нигилизма, и появился новый, двойственный вид бизнеса. С одной стороны -- негосударственные структуры защиты новых экономических отношений. С другой – возникло так называемое «силовое предпринимательство», связанное с криминальной деятельностью в экономической сфере.
На протяжении длительного периода российский бизнес был вынужден бороться с повышенной опасностью методом проб и ошибок, а общество постоянно получало трагические издержки из-за нерешенности проблем безопасности. Было допущено множество ошибок в данной сфере, в том числе и из-за отсутствия научного обобщения опыта, слепого подражания западным образцам. Это привело к человеческим жертвам, банкротствам коммерческих структур, финансовым, материальным потерям и т.п.
- Бизнес-сообщество, думается, вынесло уроки из этого «смутного времени».
- В настоящее время многие российские предприниматели признали жизненную необходимость реализации стратегий безопасности бизнеса. Именно они и составили ядро социального слоя реальных и потенциальных заказчиков услуг в этой сфере. Вместе с прогрессивными представителями сформировавшейся и развивающейся негосударственной системы безопасности они стали носителями определенных социальных идей, потребовали от властных структур реализации соответствующей политики, а от формирующегося гражданского общества -- необходимой общественной поддержки действий по защите личности и экономических основ государства.
Однако этот процесс необоснованно затянулся. Многие российские предприниматели, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, в силу сложившихся ошибочных стереотипов и убеждения в том, что государство должно защищать бизнес от различных угроз, пока еще не принимают активных и осознанных мер в этой сфере, не проявляют заботы о ее квалифицированном кадровом обеспечении. Крайне фрагментарно решаются многие вопросы обеспечения безопасности, особенно на муниципальном уровне.
Большинство выпускников российских вузов, трудоустраивающихся в различные сферы предпринимательской деятельности, вообще не подготовлены к обеспечению защиты интересов личности и бизнеса законными методами. Их не научили деятельности в условиях повышенной опасности и рисков. Поэтому они явно уступают в плане осознания значимости решения этих проблем тем бизнесменам, которые ранее на практике испытали все сложности в данной сфере.
- Очевидно, что кадровый вопрос в негосударственной системе безопасности все больше актуализируется: Россия находится на пороге вступления в ВТО, на уровне нацпроекта идет развитие технологического сегмента экономики…
- Коммерческие структуры, относящиеся к негосударственному сегменту в сфере обеспечения безопасности личности и бизнеса, пока не испытывают кадрового дефицита, поскольку их ядро составляют в основном бывшие сотрудники правоохранительных органов и спецслужб. Но это явление временное. Кадровый дефицит в данной сфере будет проявляться все отчетливее.
Социально-экономическая ситуация в России, недостаточно пока высокий уровень жизни большинства населения привели к тому, что среднестатистический гражданин в кризисных ситуациях практически не защищен. Услуги адвокатов, частных детективов и охранных предприятий, информационно-аналитических и консалтинговых агентств весьма дороги, а официальные инстанции нередко своими действиями порождают различные социальные угрозы и риски. Именно поэтому сегодня необходимо приступить к опережающей подготовке кадров для этой весьма емкой по рабочим местам сферы. Обучение специалистов целесообразно вести, сочетая специализированную подготовку в сфере безопасности с глубоким изучением экономических проблем и особенностей дальнейшего развития социальной сферы.
- Какой вы как представитель вузовской науки видите специфику деятельности этих специалистов в дальнейшем?
- В условиях построения жесткой вертикали госвласти, повышения требований к социальной ответственности бизнеса, установления запрета на совмещение органами исполнительной власти государственно-административных и хозяйственно-коммерческих функций деятельность негосударственных организаций безопасности должна позиционироваться как закономерное дополнение к правоохранительной системе, ограниченное заключенными договорными обязательствами и санкционированными законом правами и обязанностями сторон.
С учетом наличия этого огромного по масштабам и востребованности квалифицированных специалистов рынка труда необходимо сформировать принципиально новую модель подготовки кадров для данной сферы. К сожалению, в настоящее время она нередко заменяется скороспелым обучением в основном в различных негосударственных учреждениях, не имеющих общих методических и организационных основ. При этом страдает качество подготовки специалистов, что влечет за собой тяжелые последствия в виде грубейших нарушений законности и конституционных прав личности со стороны сотрудников негосударственных предприятий безопасности. Как показывает практика, главная тому причина – просчеты и упущения в работе по воспитанию и обучению.
Отсутствие подготовленного резерва квалифицированных руководящих кадров для таких коммерческих организаций не позволяет им более эффективно участвовать в реализации своей деятельности, развивать партнерство с государственными правоохранительными органами, общественными объединениями и гражданами.
- Насколько известно «НВ», вы уже решили проблему подготовки таких специалистов в области?
- Действительно, в 2008 году впервые в практике вузов региона в Саратовском государственном социально-экономическом университете мы открыли подготовку специалистов по управлению безопасностью – менеджеров по безопасности.
Уверен, что это начинание станет одним из структурообразующих элементов дальнейшего становления в России негосударственной системы безопасности. Оно нацелено на поддержку президентских инициатив и идей построения сильного и социально ориентированного гражданского общества в России.
В процессе обучения мы предусмотрели изучение широкого спектра проблем комплексного обеспечения безопасности: менеджмента физической, экономической, информационной, организационно-кадровой безопасности, управления негосударственными предприятиями безопасности, менеджмент финансово-экономического, правового и кадрового обеспечения. Ввели изучение таких дисциплин, как менеджмент антитеррористической защиты объектов, управление в кризисных ситуациях и т.д. Обучение будет осуществляться по дневной (5 лет), заочной (3,5 года и 5,5 лет) формам, предусмотрена возможность получения второго высшего образования (заочное обучение -- 3 года). Заочное обучение и получение второго высшего образования ориентировано на специалистов, работающих в сфере обеспечения безопасности предприятий, учреждений и организаций без отрыва от основной деятельности.
Кроме того, необходимо отметить, что сегодня назрела необходимость решения вопроса о выработке единых общегосударственных стандартов и подходов по подготовке специалистов для негосударственной сферы безопасности. Свою заметную роль в этом должна сыграть система вузовского образования и переподготовки кадров, которая тем самым адаптируется к современным рыночным условиям.