Реализация национальных проектов зависит не только от тех, кто их разрабатывает, но и от тех, кто воплощает на местах. О проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», проблемах строительной отрасли и юбилее архитектурно-строительного факультета СГТУ корреспонденту «НВ» рассказал член областной комиссии по реализации нацпроекта, лауреат Премии президента РФ, ректор Саратовского государственного технического университета Юрий Чеботаревский.
– С национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» связаны многие ожидания. И властей, стремящихся решить проблему с жильем, и тех, кто нуждается в «квадратных метрах». На ваш взгляд, насколько успешно будет реализован сам принцип доступности жилья?
– Я думаю, что в любом случае, как бы ни был реализован этот принцип, национальный проект «Доступное жилье» – это реальный шаг в сторону улучшения жилищных условий для молодежи. На мой взгляд, это очень важно, потому что за молодежью будущее России, и от того, в каких условиях она живет и работает, как она относится к собственной стране, зависит, какой станет Российская Федерация. Еще раз повторю, что данный национальный проект – это очень большой шаг вперед.
Если говорить о трудностях в его реализации, то это, в первую очередь, различные бюрократические препоны. И вопрос с оформлением и распределением средств традиционно связан с преодолением серьезных бюрократических трудностей. Казалось бы, деньги в бюджете предусмотрены, а вот для того, чтобы они дошли до конкретного получателя, нужно пройти очень длинную дорогу с преодолением большого количества препятствий. Но это специфика не только нашей области или страны, это специфика любого общества, в котором действует административно-управленческий аппарат.
– Сегодня в России не хватает квалифицированных рабочих. Касается ли это строительной отрасли и может ли как-то отразиться на реализации нацпроекта?
– Все зависит от того, на кого будет ориентирован данный проект. Если на высококвалифицированных рабочих, то, естественно, отразится. Думаю, что молодежь пойдет работать на стройку, если увидит перспективу получения жилья. Вот как было в советские времена? Человек, отработавший на стройке определенное время, обязательно получал жилье. Так и сейчас. Если у молодых специалистов будут такие стимулы, то они пойдут работать в строительную сферу. Причем это касается не только строительной, но и других отраслей: и экономики, и промышленности.
– В этом году исполнилось 60 лет архитектурно-строительному факультету Саратовского государственного политехнического университета. Насколько сегодня востребованы выпускники факультета?
И в нашей области, и за ее пределами. Вообще, специалистов не хватает. На сегодняшний день проблема не в том, чтобы трудоустроить выпускника, а в том, чтобы он захотел работать в реальном секторе экономики. Дело в том, что, к сожалению, многие выпускники предпочитают идти работать в другие сферы. Все себя видят менеджерами, предпринимателями, которые ходят в белых костюмах, пьют кофе, курят дорогие сигареты, летают на самолетах. А жизнь, к сожалению, не такая красивая, как она представляется.
Среди выпускников нашего строительного факультета было несколько заместителей министров, в том числе 1-й заместитель министра строительства СССР Александр Бабенко. Наш выпускник Владимир Курамин был председателем Госкомсевера, Николай Андреев – заместителем генерального директора ИТАР-ТАСС, генерал-лейтенант Сергей Бизяев – замначальника Главного управления военного строительства, многие другие занимали и продолжают занимать высокие посты. Это только окончившие архитектурно-строительный факультет. А среди выпускников вуза есть и академики, и члены-корреспонденты, и видные политические деятели. Леонид Писной, нынешний зампред областной Думы, также окончил политехнический институт.
Весь строительный комплекс Саратовской области сегодня на 90% обеспечен именно нашими выпускниками. Многие руководители крупных строительных организаций окончили технический университет.
– На ваш взгляд, сегодня отношение к рабочим специальностям, к так называемым «технарям», меняется?
– Безусловно. Начало 90-х годов и сейчас – это две большие разницы.
– Отличаются ли студенты 90-х от сегодняшних?
– Да. Сегодня появилось больше студентов, которые имеют совершенно четкие приоритеты, знают, чего они хотят и куда стремятся. Если в начале 90-х многие шли в вузы только чтобы получить высшее образование или потому, что их заставляли родители, или чтобы избежать армии, то сегодня студенты более сознательно подходят к получению образования.
– Какие факультеты вуза сегодня наиболее популярны?
– Традиционно, конечно, наиболее популярны факультет электронной техники и приборостроения и факультет управления производственными системами, на котором сосредоточены экономические специальности, в том числе и экономика и управление в строительстве. Но это не значит, что другие факультеты остаются без внимания. По итогам приема в этом году конкурс составлял 2,5 человека на место – это по физическим лицам. Учитывая, что сейчас идет демографический спад, это достаточно высокий показатель. К тому же, если учесть то, что абитуриенты подают заявления одновременно на несколько специальностей, то конкурс, естественно, оказывается еще выше.
– Технологии развиваются настолько стремительно, что даже специалисту с большим практическим опытом необходимо повышать квалификацию. Предоставляет ли политехнический университет возможность совершенствовать свою подготовку?
– Да, наш вуз предоставляет такую возможность для уже работающих специалистов. У нас есть несколько структурных подразделений, которые решают эти задачи. Во-первых, при строительном факультете действует учебно-исследовательский центр, который занимается повышением квалификации работников строительной индустрии. Во-вторых, у нас есть межотраслевой региональный центр переподготовки, который предлагает для лиц, имеющих среднее и начальное профессиональное образование, или для лиц, получивших высшее образование по другой специальности, другому направлению, программы высшего профессионального образования с сокращенными сроками обучения. В этом центре очень оригинальная форма ведения учебного процесса. Это не традиционное заочное обучение, как было раньше. Учебный процесс состоит из определенного количества микросессий. Человек отрывается от производства, от своей работы, скажем, на неделю, но эта неделя, от воскресенья до воскресенья включительно, у него полностью загружена учебой. После перерыва идет следующая микросессия и т.д. Такая блочно-модульная организация учебного процесса дает возможность избежать негативных явлений, которые присущи традиционной заочной форме обучения, увеличить объем общения студентов с преподавателями и практической работы.
– Каким вы видите будущее технического образования в России вообще и Саратовской области в частности?
– Система образования, на мой взгляд, должна четко отслеживать тенденции развития общества. Сегодня у нас в стране и президентом Российской Федерации, и Правительством определен инновационный путь развития общества, переход к так называемому обществу знаний. И конечно, система образования должна на это реагировать. Что касается нашего университета, то идет непрерывная модернизация существующих программ подготовки специалистов на всех уровнях (у нас можно получить образование от начального профессионального до высшего). Появляются новые специальности, и, естественно, наука реагирует на запросы реального сектора экономики – происходит изменение направлений научных исследований.