В этом номере «НВ» продолжают тему акционирования российских предприятий и затронут вопрос о порядке выпуска (размещения) акций при приватизации. А также расскажут о законодательном новшестве, которое позволит акционерным обществам устранить допущенные нарушения и расширит их возможности по продаже собственных ценных бумаг.
Для начала акционирования требовалась или инициатива Госкомимущества РСФСР, или заявка членов трудового коллектива (не менее 50%) либо иных покупателей. Согласно ст. 9 закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» №1531-1 от 3 июля 1991 года, не могли быть покупателями (участвовать в конкурсе, аукционе, приобретать акции приватизируемых предприятий) юридические лица, в уставном капитале которых доля государства превышала 25%. Если же впоследствии выяснялось, что на момент продажи акционируемой компании (паев, акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, сделка признавалась недействительной.
Напротив, члены трудового коллектива приватизируемого предприятия могли выступать покупателями и даже образовывать с этой целью товарищество или акционерное общество. Заявка, поступившая от них в соответствующий комитет Госкомимущества РСФСР, рассматривалась в течение месяца как заявление об их намерении учредить согласно ст.15 и 32 закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» товарищество или акционерное общество.
В случае принятия положительного решения создавалась комиссия по приватизации предприятия, которая должна была за шесть месяцев разработать план приватизации. В эту структуру входили представители Госкомимущества РСФСР, Совета народных депутатов, сотрудники финансовых органов, а также администрация предприятия и члены трудового коллектива. При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия учитывала следующие факторы:
– мнение трудового коллектива;
– предложения покупателей;
– отраслевые особенности объекта приватизации;
– оценку его капитала;
– мнение представителя фонда имущества.
При этом работники предприятия наделялись правом отклонить план. В таком случае комиссия по приватизации обязана была представить другой. Видимо, именно поэтому предприятия в большинстве своем приватизировались именно «посредством продажи долей (акций) в своем капитале». Итоговый план акционирования утверждался соответствующим комитетом по управлению имуществом.
Приватизация в форме продажи долей в капитале (акций) должна была осуществляться после преобразования государственного или муниципального предприятия в акционерное общество. Поэтому, если комиссия принимала решение о приватизации именно этим способом, Госкомимущество (или его соответствующий комитет) ликвидировало государственное предприятие как юридическое лицо и учреждало акционерное общество. Далее следовала передача акций их новым владельцам в соответствии с утвержденным планом. Вот примерный алгоритм:
1. Учредителем акционерного общества, создаваемого на основе государственного предприятия, является Госкомимущества РСФСР.
2. Учредитель представляет для регистрации решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и квитанцию об оплате госпошлины.
3. После регистрации общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества.
4. Фонд продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в течение месяца после учреждения общества: скидка с цены акций составляет 30% от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не должна была превышать суммы, определенной в Государственной программе приватизации. Акции сверх установленной суммы могли покупаться работниками предприятия на общих основаниях. При этом приобретенные на льготных условиях не подлежали отчуждению в любой форме в продолжение трех лет с момента регистрации покупки. Сделки с такими акциями в течение установленного срока являются ничтожными.
5. Остальные акции предлагаются на рынке ценных бумаг в соответствии с планом-графиком, также утвержденным комиссией по приватизации.
6. Нереализованные акции остаются в распоряжении Российского фонда федерального имущества.
Однако само создание акционерного общества еще не означало, что его акции могут быть предметом свободной купли-продажи. Сначала требовалось зарегистрировать выпуск ценных бумаг.
Первоначально правоустанавливающим документом, подтверждающим факт выпуска, было Постановление Министерства финансов РФ, в котором указывался номер выпуска акций, их количество и номинальная стоимость, а также способ размещения (закрытая подписка). С момента учреждения Федерального комитета по ценным бумагам таким документом становится Выпуск ценных бумаг, утвержденный ФКЦБ РФ, а фактом, подтверждающим размещение акций, – Отчет о выпуске ценных бумаг.
Все сделки, совершенные с акциями до момента регистрации выпуска в Министерстве финансов РСФСР, ФКЦБ РФ (ныне Федеральная служба по финансовым рынкам – ФСФР) являются ничтожными. Это значит, что юридически владельцами акций продолжают оставаться их первоначальные собственники, несмотря на заключение ими договоров купли-продажи, дарения и др.
Однако совсем недавно эмитенты, которые не успели вовремя зарегистрировать свои акции, получили возможность сделать это до конца года и таким образом избежать крупных неприятностей. Думский комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам одобрил перед первым чтением поправки в закон «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации». Эксперты рекомендуют адресатам законопроекта воспользоваться неожиданной помощью, чтобы таким образом избежать возможной ликвидации акционерных обществ.
Дело в том, что после принятия в 2003 году названного закона компании должны были зарегистрировать выпуски своих ценных бумаг в течение года со дня его вступления в силу, то есть не позднее 27 декабря 2004-го. Но многие акционерные общества (преимущественно закрытые) не успели за это время пройти необходимую процедуру. По данным Федеральной налоговой службы, только в Центральном федеральном округе не зарегистрировали выпуски своих акций около 6 тыс. компаний.
В результате отсутствие госрегистрации выпусков затрагивает интересы как эмитентов, так и акционеров. Последние, например, лишены возможности продать акции. Но самое главное, что акционерные общества, не представившие в указанный срок документы для государственной регистрации выпусков, по закону вполне могут быть ликвидированы по искам налоговых органов.
Теперь появилась возможность нивелировать допущенные нарушения и узаконить выпуск ценных бумаг.
Светлана АНДРИАНОВА
Справка «НВ»
Светлана Андрианова закончила Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова по специальности «Юриспруденция», аспирантуру Санкт-Петербургского государственного университета со специализацией «Гражданский и арбитражный процесс». С 2003 года работает в Москве в сфере корпоративного права. Руководитель проекта ОАО «Агентство антикризисных технологий и инвестиций», эксперт Межрегиональной общественной организации «Аудиторы корпоративной безопасности».
Ведет семинары для директоров предприятий по антирейду, а также спецкурс по корпоративной безопасности в Академии внешней торговли.