Поиск:


На чужом поле
Можно ли доверять партнеру, как отыскать активы должника и правильно оценить риски при заключении инвестсоглашения. Эти и другие вопросы были подробно рассмотрены на вебинаре «Бизнес-разведка для обеспечения управленческих решений», прошедшем в региональной ТПП. Организатором мероприятия выступил Международный институт менеджмента для объединений предпринимателей ТПП РФ.

- В России сейчас ярко выраженный финансово-долговой кризис, - отметил во вступительном слове руководитель подкомитета по защите прав и интересов инвесторов Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ Олег Московский. – Рост задолженности в различных сегментах экономики составляет до 50% в год, при этом мониторинга ситуации практически не происходит. Общие цифры, честно говоря, вызывают дрожь: долги в финансово-кредитном секторе – 1,3 трлн рублей, изъятые активы составляют еще 2 трлн, 780 млрд задолженности накоплено в ЖКХ, 500 млрд – в энергетике. Если проецировать эти данные на регион с 3 миллионами жителей и консолидированным бюджетом 100 млрд. рублей, то получается, что долги, с учетом недоимки в пенсионный и внебюджетные фонды, составляют 70% бюджета.

По мнению руководителя подкомитета, эта проблема серьезно сказывается на экономической безопасности регионов и страны в целом. Именно поэтому ТПП РФ принимает активное участие в создании в регионах рабочих групп, пытающихся разобраться в долговой ситуации. Кроме того, палата ведет обучение специалистов, занимающихся профилактикой и управлением задолженностью. Запланирован и ряд Интернет-семинаров на эту тему. Первым из них стал семинар по бизнес-разведке.

- Темы принятия управленческих решений и профилактики долгов тесно связаны между собой, - считает ведущий семинара, преподаватель АНХ при правительстве РФ Александр Доронин. – Провалы в бизнесе на 90 % связаны с плохой информированностью, отсутствием обратной связи при ведении дела. Просроченный на 3 дня платеж – уже звонок. Надо разбираться, почему это произошло, есть объективные причины или пора заканчивать сотрудничество с фирмой.

По словам Доронина, процесс обработки информации делится на 3 этапа: сбор первичных данных, построение информационной модели и ее экспертная оценка. При этом часть собранной информации может не поддаваться однозначному толкованию – вот почему приступая к реализации проекта важно произвести ранжирование возможных рисков. Например, при установке палатки, торгующей плюшками, риск кражи рецепта Макдональдсом стремится к нулю, а вот визит сотрудников санэпидемстанции, горадминистрации и полицейских произойдет стопроцентно. Тут действует правило «золотой двадцатки» -- 20% верхних рисков несут 80% угроз.

Информация собрана и оценена. Что дальше? А дальше принятие решения, причем сам процесс также складывается из 3 этапов. Последовательность легко объяснить на примере заблудившегося в лесу человека. Вначале принимается стратегическое решение – выходить из леса или оставаться в нем. Затем следует тактическая стадия – ищем путь, ориентируясь по звездам, мху, или просто взобравшись на елку и посмотрев вниз. И, наконец, спускаемся на оперативный уровень – идем по выбранной дороге и стараемся избегать ям. Это универсальная методология.

- Понятно, что объективная информация – самая ценная, - продолжает Доронин. – В идеале – это документ. Наверное, многие работают с системой «Консультант», но помимо федеральных законодательных баз есть и региональные, включающие постановления горадминистраций. Так, одному клиенту, работавшему в сфере недвижимости надо было оценить добросовестность партнера и степень его близости к властям в одном довольно закрытом регионе. В «Консультанте» он нашел 12 постановлений о выделении земельных участков этой фирме, по карте оценил их близость к коммуникациям, а позвонив в пару местных риэлторских агентств, убедился в «крутости» партнера.

Существуют открытые базы данных и федеральных ведомств, например, судов. А на основании судебных решений можно уже делать определенные выводы. Причем с прошлого года стало возможным искать такие решения не просто по названию фирмы, но и по ИНН и ОГРН – то есть, более адресно. Есть базы госконтрактов и муниципальных заказов, по которым можно отслеживать сферы деятельности того или иного предприятия и их связи с различными ведомствами. Понятно, что если фирма выиграла многомиллионный тендер на поставки оборудования местному УВД, то в любой конфликтной ситуации правоохранительные органы будут на ее стороне. Есть технология, совмещающая базу налоговой инспекции и данных по госконтрактам. Используя ее можно оценить степень коррумпированности чиновника – переходит человек в другое ведомство, а за ним тянется «хвост» из подконтрольных компаний.

Наконец, нельзя игнорировать и публикации в СМИ, причем массу любопытной информации вдумчивый читатель может найти в обычных районках или заводских многотиражках. Например, одно предприятие, стиснув зубы, хранило тайну о смене собственника. Ответ нашелся в местной газете, простодушно сообщившей, что районный ансамбль баянистов распался из-за того, что новый собственник завода не будет его дальше спонсировать.

В практике Доронина был и такой случай: одна фирма долго не могла найти подходы к директору компании, чтобы показать ему выгодное коммерческое предложение. Сидевший на откатах конкурентов замдиректора все предложения этой фирмы отметал с ходу. Зато на сайте компании в разделе «Мы отдыхаем» нашлись фото с корпоративных праздников, где директор часто фигурировал в компании молодой сотрудницы. Оказалось, это его дальняя родственница – с ее помощью и было в итоге передано коммерческое предложение. «Я уж не говорю о Фейсбуке, Вконтакте и Одноклассниках – на них можно найти много интересного, - продолжает Александр Доронин. – При приеме сотрудников на работу, проверке партнеров изучать эти сайты крайне полезно».

На вебинаре был рассмотрен и ряд примеров, касавшихся конкретных инвестиционных проектов. Несколько лет назад администрация Тульской области презентовала проект «Тульская Ривьера» по возведению элитного жилого поселка. Проект был безупречно оформлен, а красота 3Д-графики просто потрясала. Объем инвестиций оценивался в 2,5 млрд. евро. Потенциальных западных инвесторов удивило, однако, отсутствие контактной информации на сайте компании-застройщика – адреса там не значилось вообще, а телефон был указан мобильный. Дальше – больше. Западники попытались привязать участок поселка к местности. Они купили космический снимок у Google (сделать это может любой) и выяснили, что в непосредственной близости от предполагаемых новостроек будет находиться крупнейший в Европе завод по производству чугуна, два кладбища и городская свалка. При этом сам участок раньше был санитарной зоной завода и строить на нем что-либо категорически запрещено. Надо ли объяснять, что проект «Тульской Ривьеры» с тех пор так и пылится в запасниках администрации.

Ведущему семинара было задано много вопросов. Приводим самые интересные из них.

- С чего начать анализ партнера?

- Смотря какую цель вы преследуете. Если просто отчитаться перед налоговой – мол, это не фирма-однодневка, то тогда достаточно затребовать свежую выписку из ЕГРЮЛ, приказ о назначении директора, копию устава, свидетельство о постановке на учет – этого пакета вполне достаточно. Если для себя анализируете, то можно заказать в налоговой официальную выписку – это платная услуга, она недорого стоит. Существуют различные информационные брокеры – агентства СПАРК, Интегрум, Гарант и ряд других, заключившие договора с налоговиками, росстатом и предлагающие автоматизированную оценку вашего контрагента. Можно проверить участие фирмы в выполнении госконтарктов, наличие собственного товарного знака. У дистрибьюторов продукции необходимо запросить подтверждающие письма от головных компаний. Кредитные бюро накапливают информацию о заемщиках – это тоже хороший источник данных.

- Как разыскать задолжавшего предпринимателя? Особенно его активы, чтобы обратить на них взыскание?

- Единых рекомендаций нет. Если лицо крупное, стоит изучить публикации в прессе – люди иногда прокалываются и рассказывают о параллельных бизнес-проектах, в том числе. Есть базы данных, позволяющие найти человека по ФИО, правда, ни прописки, ни паспортных данных там нет, зато часто фигурирует ИНН. А зная ИНН можно уже искать предприятия в других городах, зарегистрированные на этого человека. Уже упоминал о судебных базах данных – может, ваш должник участвовал в каком-нибудь хозяйственном споре. Ну и соцсети, где стоит просматривать его профили. Иногда фотографии, выложенные в них, позволяют идентифицировать объекты недвижимости не только в России, но и за рубежом. А фото, сделанные айфоном, вообще имеют координатную привязку.


Александр Вядро, заместитель председателя комитета по безопасности предпринимательской деятельности при ТПП Саратовской области:
- Любой грамотно построенный бизнес использует элементы бизнес-разведки в своей деятельности. Проверка контрагентов или клиентов, надежности инвестпроекта, оценка рисков – все это входит в понятие информационно-аналитического обеспечения бизнеса. Другое дело, что отдельная структура, занимающаяся этими вопросами, есть далеко не на каждом предприятии. Подобные подразделения есть в крупных компаниях, у среднего бизнеса они изредка встречаются, ну а малый вообще обходится без них. И зря – перед заключением нового договора нужно попытаться хотя бы собрать информацию о партнере из открытых источников.
Конечно, на рынке существуют специализированные компании, оказывающие услуги по розыску должников и их активов, проверке благонадежности сотрудников и так далее. Но правовое поле, в котором они действуют, довольно слабо проработано. Саратовская ТПП, в свою очередь, может проконсультировать бизнесменов, помочь оценить риски, посоветовать, к кому лучше обратиться, если проблемы возникли в другой стране, где фирма ведет дело. При этом мы соблюдаем этические нормы и правила добросовестной конкуренции, а также действующее законодательство Консультируем мы и по поводу защиты внутренней информации компании – ведь пока вы занимаетесь бизнес-разведкой, кто-то вполне может делать то же в отношении вас.  
Марина Широкова
2012-05-23


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007