Поиск:


Счастье нотного стана
Владимир Мишле – пожалуй, самый жизнерадостный из саратовских композиторов. Автор нескольких симфоний, многочисленных произведений для камерного оркестра и вокальных циклов ни капли не комплексует, что публика помнит его, в первую очередь, по пьесе «Памяти кузнечика». Легком и искрометном переложении для струнного квартета самых разных классических мелодий, объединенных темой песенки про зелененького насекомого из мультфильма о Незнайке.

- Мне нравится писать фантазии, - признается композитор. – Мой первый педагог – ректор консерватории Борис Сосоновцев говорил: все пользуются хорошими образцами, но одно дело, когда ты берешь из чужого здания кирпич и строишь сарай, а другое – возводишь красивый дворец с планировкой.
Планировка у Владимира Мишле и впрямь получается изысканной: в некоторых фантазиях звучат до сорока тем, изложенных по всем канонам композиторского искусства, с экспозицией, разработкой и репризой.

Страсть к кропотливым построениям для симфонического оркестра Мишле приобрел еще в юности.

Параллельно с музыкой он занимался в судомодельном кружке, что, как известно, способствует усидчивости. «Мне было 15 лет, когда мама через знакомых определила меня на учебу к Борису Андреевичу – два раза в неделю он занимался со мной композицией, причем денег за это принципиально не брал. Говорил: я творчеством не торгую», - вспоминает Мишле.

На вступительные экзамены в консерваторию Владимир принес цикл прелюдий для фортепиано, причем и тогда, и сейчас комиссия оценивала не объем произведений, а интересные находки в них. «Почему на композиторское поступал? С детства любил подбирать чужие красивые мелодии – Поля Мориа, например, а лет в тринадцать написал собственные пьесы: марш и песню «Вечер» на стихи Грибачева, - говорит он. –
Не могу сказать, что желающих поступить было много, это отделение в консерватории штучное. По одному-два человека на курсе, а иногда и недобор случается».

Уже в первые годы учебы Мишле сделал выбор, которому никогда не изменял – это классическая музыка.

«Идеал – Шуберт с его искренностью и открытостью, из русских композиторов очень люблю Мясковского за глубину и интеллигентность, - объясняет Владимир. – Классика – это прежде всего стройность стиля, ясность музыкального высказывания. Ну и мастерство, когда из двух тем можно сделать сорокаминутную симфонию. Знаете, Моцарта как-то спросили: как такие чудесные мелодии приходят вам в голову? На что Моцарт ответил: такие мелодии могут прийти к любому мало-мальски грамотному музыканту, но что они будут с ними сделать?». Мишле знает, что: на выпуске он представил симфонию – 142 страницы написанных пером и тушью нот.

- Я люблю джаз, особенно оркестровый: Глена Миллера, Каунта Бейси, Оскара Питерсона. А вот российскую эстраду не очень – два-три аккорда со слабыми инструментовками как-то не вдохновляют. Видимо, такая низкая планка обусловлена спросом – ведь в той же Америке она намного выше. К сожалению, большинство современных эстрадных тем вторичны – все это уже было сыграно несколько десятилетий назад на Западе, - говорит Мишле.

Тем не менее, классика для Владимира – отнюдь не священная корова. Он приветствует талантливо сделанные обработки и не приходит в ужас от добавленной к Баху ритм-секции или хору половецких девушек в американском шлягере. Это – популяризация, считает он и советует послушать на досуге два таких диска, записанных Лондонским симфоническим оркестром. «Эстрада проще находит дорогу к слушателю, - рассуждает он. – А музыка для большого коллектива особых выгод композитору сейчас не приносит».

Вопрос о защите авторских прав повергает Мишле в легкое недоумение. «Я их регистрацией, честно говоря, никогда не занимался, - отвечает он. – Видео с концертов я выкладываю в YobTube, аудиозаписи произведений можно найти на моей страничке Вконтакте. А вообще, очень часто ко мне обращаются из разных городов и весей – Пензы, Санкт-Петербурга, Старого Оскола и еще кучи городов и спрашивают: где можно найти ноты ваших произведений? Нам они очень нравятся, хотелось бы включить в репертуар.
Высылаю – мне приятно, что нравятся. Тот же Сосновцев мне всегда говорил – музыка не должна приносить доход, можно только поделиться радостью с нотным листом».

Вещи Мишле легко исполнять – они находят отклик как у музыкантов, так и у слушателей. «Если пишешь, по-настоящему переживая, музыка получается теплой», - замечает он. В марте в консерватории должен был пройти творческий вечер композитора, перенесенный затем на осень.

- И слава Богу, что перенесли, - радуется Владимир. – Творческий вечер подразумевает подведение итогов, когда дарят часы и провожают на пенсию, а мне до этого еще далеко. У меня сейчас столько мыслей, столько задумок – я раньше никогда столько не писал. Думал, сомневался, а сейчас сажусь и сочиняю.

Творческий подъем вызван сотрудничеством с двумя замечательными московскими коллективами – молодежным оркестром Валерия Вороны и концертно-хоровой капеллой Москвы под управлением Анатолия Судакова. Для молодежного оркестра Мишле уже написал две фантазии – на темы песен Булата Окуджавы и Геннадия Гладкова, тепло принятые слушателями. А хоровая капелла с успехом исполняет фантазию на темы Гершвина и с десяток других вещей. «С Судаковым очень приятно работать – у него прекрасное чувство юмора, он не боится ничего нового, - объясняет композитор. – Когда они уезжали на гастроли в Катар я за неделю написал для них пять номеров, а сейчас обдумываю фантазию на темы «Qeen».

Мишле признается, что со времен его ученичества работать во многом стало проще. «Компьютерные технологии – это вещь, - восхищается он. – Есть программы, позволяющие проиграть всю написанную симфонию: какие-то мелкие огрехи при этом сразу становятся заметны – тут диез не поставил, там нужный инструмент подключить забыл. У Гайдна для этого был оркестр князя Эстергази, ну а композиторам попроще приходилось все держать в голове».

Нынешние студенты, которых учит доцент Мишле, воспринимают прогресс само собой разумеющимся. «Хотя без знания канонов ни один композитор не обойдется – надо хорошо представлять себе диапазон инструментов, уметь развивать тему, - говорит Владимир. – У меня были разные студенты, разной степени талантливости: и те, кто попробовал, и бросил, и те, кто стал членом Союза композиторов. Технические новинки хороши, но они – не главное. Музыку надо сочинять головой, а не пальцами – лишь тогда она получается живой».
Марина Лайкаск
2012-04-09


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007